I.Введение
В данной работе исследуются проблема восстановления исторических сведений и сохранение исторической памяти об одной из древнейших культурных центров, и великолепнейшем архитектурном и археологическом памятнике Смоленской земли – Сверколуцком монастыре, известность которого выходила далеко за пределы нашей малой Родины.
Одной из причин по , которой я решил взять эту тему это желание привлечь внимание к варварскому расхищению археологических ценностей Сверколуцкого монастыря.
II. История монастыря
Впервые упоминается как Сверковы Луки в 1136 году, так же упоминается в 1150 году, в связи с учреждением епископской кафедры на Смоленщине. А именно в уставной грамоте Смоленского князя Ростислава и епископа Мануила – «На Сверковых Луцах Сеножати», откуда полагалось десятина (десятая часть княжеских доходов ) в пользу епископата.
А уже в документах 1503,1504, 1508 годов, упоминаются Сверковы Луки , как волостное село Дорогобужского уезда Смоленской губернии.
Так же упоминается в документах XV столетия – «Описание путешествия в Литву великой княгини Елены Ивановны (дочери Ивана III) для бракосочетания с великим князем Александром Литовским «В Сверковых Луках существовал древний монастырь, в котором и остановилась дочь ИванаIII Елена на пути в Вильно (Вильнус). Здесь положение Сверковых Лук точно указывается даже с указанием расстояния от Смоленска (50 верст) и от Дорогобужа (40 верст).
Следует отметить , что тогда эти места принадлежали Литве, а не Руси, но уже в 1500 году были снова возращены Московскому государству.
Поэтому , в завещание Ивана III (от 1504 года) мы находим упоминание и о Сверковых Луках .
После перемирия в 1522 году селом владел боярин Яков Андреевич Салтыков, который позволял дерзости в отношение монахов.
Но так как Салтыков владел теми землями, и имел влияние в русской истории (как и все Салтыковы), монахи не могли изменить положение и на их просьбу откликнулся только святой Герасим Болдинский. (хочу заметить то, что многие считают Герасима Болдинского основателем Сверколуцкого монастыря, но это не так ,еще до его прихода на эти земли монастырь существовал.)
Все уговоры Герасима на Салтыкова не подействовали, кроме того Салтыков начел всячески вредить Преподобному Герасиму. Видя это, Герасим отправляется искать поддержку в Москве у царя Ивана Грозного, которого он хорошо знал.
Получил у царя грамоту на земельные угоди и царское разрешение на устройство монастыря, Преподобный строит храм Рождества Пресвятой Богородицы с престолом Преподобного Сергия Радонежского. Строит кельи для монахов ( к тому времени их собралось до 35 человек). Назначает настоятеля строителя Сергия. Всего святой Преподобный Герасим прожил в Сверколучье 5 лет. В 1633 году храм в Сверковых Луках становится приходским т.е. образуется село. По источникам нам известно что там существовала пристань, дом дьякона (Советское время), дом священника (Советское время), проходили ярмарки. Утрачен в годы Великой Отечественной войны.
III.Археологическое значение Сверковых Лук
В настоящие время на мести села Сверколучье не чего не сохранилось. Но в Соловьевском историка- краеведческом музеи на общественном начале при Соловьевском Доме культуры хранятся некоторые археологические предметы найденные на мести села (останки глинной посуды , лепка с фасада церкви, глиняная птичка, католический крест, оклад от Евангелия). И это все мы нашли на поверхности , а что хранит земля, какие археологические ценности лежат в этих местах? Изучив подробней эти места можно изучить кусочек нашей истории , и передать ее будущему поколению, что бы не потерять смысл и не нарушить «историческую цепочку». Это не примерно дает нам возможность задуматься и предпринять действия к постановки этого памятника на учет и его дальнейшую охрану. В России много памятников незащищенных такое чувство , что не нужных ,но так быть не должно потому что не бут этих памятников не будет истории , а не будет истории значит не будет страны.
Археологические памятники в районе Сверковых Лук
Территории прилагаемые к территории Сверковых Лук имеют много памятников археологии изученных и малоизученных.
На правой стороне Днепра в 2 километрах от Сверковых Лук находится деревня Буяново там было обнаружено Городище , устроено оно на невысоком холме, имеет округло-треугольную форму, размер площадки 63 х 47 м. Ранее часть городища использовалось под кладбище. На городище находили фрагменты глиняной посуды, изготовленной на гончарном круге. Рядом с городищем обнаружена неолитическая стоянка.
Недалеко от деревни Сверколучье, у Днепра, находиться городище. На нем найден клык медведя со сверлиной. О культурном слое, размерах и времени сооружения сведений нет.
В 5 километрах от Сверковых Лук находится дерев Пищено, там в лесном массиве, на правом берегу р. Вопь были обнаружены сорок два кургана дотируемых 9 – 8 вв., различной формы.
Городища
К началу VII в .н.э в пределах Смоленщины господствующими были , открытые не укрепленные поселения сельского типа, останки которых называются селищами. Такой тип поселений сохраняется в течение всего периода с VIII по XIII в. Места для поселений, как правило, выбирались на берегах рек, ручьев или озер. Жилые постройки древнерусских поселений представляли собой бревенчатые срубные дома, поставленные иногда на вкопанные в землю деревянные чурбаны – стулья. По соседству с домами размещались наземные хозяйственные постройки (сарае , хлева, погреба).
Вещественные предметы, найденные на древнерусских селищах, немногочисленны. Основную массу их составляют фрагменты глиняных сосудов различной формы, слепленные в ручную ( до конца 10 в.) и изготовленных на гончарных круге (с конца 10 в.). Наиболее типичны горшки, которые выделяются приземистостью. В Дорогобужском районе найдены и сосуды с высоким горлом. Встречаются также глиняные пряслицы и рыболовные грузила. Находки целых железных предметов редки. Обычно это обломки железных ножей, шильев, серпов, топоров. Еще реже попадаются предметы вооружения ( наконечники стрел, копий).
С сельскими поселениями, по мнению отдельных ученых, увязывают весьма своеобразные археологические памятники, называемые в научной литературе городищами – убежищами или иногда болотными городищами. Как правила на этих городищах отсутствует культурный слой , что затрудняет их точную датировку.
По мере усложнения социальной структуры древнего славянского общества, выделения и обособление феодализирующейся верхушки происходят формирования совершенно нового типа сельских поселений – феодальные усадьбы. Наиболее полную картину такой усадьбы удалось выявить при раскопках Бородинского городища Ельнинском районе.
Курганы
В VIII в. погребения в грунтовые могильники заменяются погребениями в курганах при сохранение обряда трупосожения. Однако в течение 8 – 9 вв. твердо установившегося типа погребального сооружения не наблюдается , так как курганы этого времени в плане различны по форме: четырехугольные, округлые , овальные, удлиненные и длинные, а вершины их как округлые, так и уплотненные, высота колеблется то 0,3 до 2 м и более. Судя по находкам ,все эти разновидности курганов принадлежат к одной археологической культуре, условно называемой «культурой длинных курганов», и, видимо относятся к одному времени. При первом захоронение останки трупосожжения , совершенного в большинстве случаев вне кургана, помещались либо прямо на грунте, либо в специальной округлой грунтовой ямке, при этом часть праха ссыпалась в глиняную или берестяную урну, которая часто ставилась вверх дном. Последующие захоронения могли совершатся как на грунте у края курганной насыпи, так и на выровненном участки края насыпи с последующей подсыпкой грунта и увеличением курганной насыпи. В отдельных случаях в уже существовавшую курганную насыпь делались вводные захоронения. Иногда земельная курганная насыпь заключалась в четырехугольный деревянный сруб. Такого типа погребальные памятники (культуры длинных курганов) возводились с 8 до начала 10 в. В пределах Смоленской области четырехугольные курганы встречаются не так часто , а преобладают круглые курганы. В 11 в. , возможно в связи с христианизацией населения обряд погребения меняется: трупосожение вытесняется трупоположением при сохранение курганов формы сегмента шара как погребальных сооружений. Такие курганы, особенно в отдельной сельской местности, насыпались в течение 11 – начала 13 в. Первоначально умерших клали на выжженной поверхности земли, преимущественно головой на запад, а затем постепенно ввели обычай выкапывать в грунте прямоугольную подкурганную яму различной глубины. Часто округлые курганы кроме основного погребения содержат вводные и дополнительные. В курганы 11 начала 13 в. вместе с умершими помещались и некоторые предметы, при этом количество их с течением времени от 11 в. к 13 заметно убывает. Среди этих предметов были глиняные сосуды, и другие бытовые вещи, женские украшения: браслетообразные и ромбощитковые височные кольца, сердоликовые, хрустальные и стеклянные бусы, подвески, браслеты, перстни и орудия труда. Оружия встречается только в некоторых мужских погребениях.
Изучение женских украшений из курганов с трупосожжением показало, что в пределах Смоленской области в 8 – начале 10 в. еще сохранились балтийские элементы, которые к концу этого периода стали исчезать, а после середины 10 в. уже едва улавливается. Видимо , курганные древности в данном случае отражают процессы ассимиляции славянским населением балтского. В этой связи стоит отметить, что образование кривичей на обширных территориях их расселения было сложным процессом, протекающим в 8- начале 10в. Курганные материалы 11 начала 13 в. дают основания считать, что славянское население этого времени на территории Смоленской области по своему происхождению не было однородным.