Так что же такое культура? Например, в современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру, как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни - должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.
Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, - означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.»1
Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.2
Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. "Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это нечто иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.»3
Современный исследователь проблем философии В.Ф. Шаповалов трактует понятие культуры следующим образом. Он пишет, что существует множество различных формулировок культуры, каждая из которых раскрывает разные стороны этого многогранного явления.Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. «Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества, где наиболее полно реализуются творческие потенции человека - это, прежде всего, искусство, наука, образование. Во- вторых, культура есть ценностное отношение к реальности, т.е. в ней всегда присутствует то, что свято и признается безусловной ценностью. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).»4
Подлинная культура немыслима без бережного отношения к ценностям универсального характера. Совокупность представлений о ценностях и идеалах, отличает ее от нигилизма, т.е. от отрицания безусловных ценностей идеалов. Идеал - это эталон, по которому можно сверять свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда. Кроме того, в ценностях и идеалах всегда присутствует момент, обнаруживающий их тесную связь с религией. Это момент веры, внутренней убежденности людей в правильности и незыблемости исповедуемых идеалов и ценностей. Если они воспринимаются как нечто непрочное и неустойчивой, то утрачивают свою основную функцию - быть ориентирами и вдохновляющими образцами для деятельности человека. Идеал создает «вертикаль» человеческого бытия: он формирует устремленность человека к высшему, непреходящему, вечному.
Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной национальной группы, культурной эпохи. Поэтому можно выделить универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним, в первую очередь, относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг, честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а, следовательно, к истории страны. Все эти ценности предлагают благоговейное к себе отношение.«В современном обществе универсальные ценности подвергаются мощному отрицательному давлению под действием многих факторов. Утрате ценностей способствует, в частности, массовый характер современного общества, а также усложнение человеческого бытия в целом.»5
Академик Д.С. Лихачев рассматривает культуру, как «некоторое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимооталкивания. А также, как определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные.»6
Одним из самых главных проявлений культуры, - считает академик, - это язык. Язык не только средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове. Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.
«Сфера русского языка - это не только гигантский запас слов, но и богатство значений этих слов, обилие идиоматических выражений, возникших на литературной, церковной, философской, научной, фольклорной основе. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство «культурного осознания» мира.»7
§2 Культура сегодня
Культура как духовность есть непременное условие, без которого всякое общество и любая страна обречены. Современная культура характеризуется разнообразием идеалов и ценностей. Увы, чувство подавленности происходящим и неуверенности в завтрашнем дне не исчезает, а напротив, усиливается.
Рассматривая состояние культуры российского общества в современных условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты. Нельзя не признать, что в области культуры свобода проявляется в большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это просматривается в многообразии тематики и сюжетов, и идейного содержания художественных произведений. Происходит духовное раскрепощение общества.
Вместе с тем эти процессы противоречивы. «Возвращение обществу забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К. Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам подвергается М. Горький за то, что является «основоположником метода социалистического реализма», хотя подобные обвинения давно продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в присвоении чужого труда…»1
В начале 90-х годов ХХ века происходит размывание традиционных форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры резко сокращается. В то же время широкое распространение бытовой техники приводит к освоению домашних форм досуга, носящих лишь развлекательный характер.
На состояние культуры негативно воздействует не только формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающую экспансию англо-американской культуры. Происходит коммерциализация культуры, что в свою очередь ведет не только к сокращению культурного пространства в обществе, но и созданию атмосферы конкуренции. Культурные учреждения под напором рынка начали превращаться в коммерческие структуры. На базе государственных, профсоюзных, колхозных учреждений начали возникать видеосалоны, пункты проката аудио- и видеокассет. Коммерческие структуры делают ставку на боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, которые начинают пользоваться успехом у значительной части зрительской аудитории.
Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. Разрушительным оказалось воздействие рыночных отношений и на книгоиздательскую деятельность. Государственные и коммерческие издательства выпускают в свет литературу приблизительно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика, а подчас и просто порнография.
В связи с ростом цен на бумагу и желанием дельцов заработать на издании литературы, книга становится товаром, в значительной степени недоступным для широких слоев населения, и прежде всего молодежи.
Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалось практически полностью разрушенной ее инфраструктура. Резко уменьшились объем и качество духовной продукции, сузился круг культурных образцов, находившихся в культурном обороте. Уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось распространение духовных благ, резко сократилась сфера любительского художественного творчества. Практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и, особенно на селе, «где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или шефском концерте артистов областной филармонии.»2
В 90-е годы никаких компаний по возрождению не случалось, но культура стала возрождаться сама именно так, как это нынешнему поколению интересно и понятно. Это фольклорные фестивали, которые пользуются огромной популярностью, народные эпосы, которые впервые получают театральное воплощение, и выставки актуального искусства, посвященные героям национальных преданий. Сегодня возрождаются уникальные народные промыслы и удивительные народные традиции, которые, как и прежде, помогают людям выжить.