Смекни!
smekni.com

Культура в зеркале прессы (стр. 3 из 9)

Широкое распространение получает культурно-исторический туризм. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. Все это дает основание говорить о начале нового этапа в освоении российской культурой духовных ценностей прошлого.

По-новому стали работать средства массовой информации. Если раньше на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения создавался мир показного благополучия, критические публикации строго дозировались. То сейчас средства массовой информации стали не только отражать реальные проблемы жизни страны, но и активно вмешиваться, помогать их решению. Прекратилась практика мелочной опеки средств массовой информации со стороны вышестоящих инстанций, возросла самостоятельность и ответственность редакций. Возрастает роль и значение общественных наук.

Характерной особенностью духовной жизни общества в настоящее время является возросший интерес к публицистике. Судьба страны, события недавнего прошлого, методы руководства экономикой, состояние общественной нравственности - эти и многие другие проблемы дискутируются на страницах «Знамени», «Нового мира», «Огонька», «Литературной газеты», тиражи которых свидетельствуют об их растущей популярности. Документальные и оперативные жанры выступают на первый план во всех видах искусства. Возрождается плакат, дающий возможность художнику мгновенно откликаться на злободневные проблемы. Новое дыхание получает кинодокументалистика.

В современную музыкальную культуру возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича и других выдающихся музыкантов современности. В целом отношение к культурному наследию прошлого стало меняться. Отмена ограничений на информацию из-за рубежа, расширение личных контактов, восстановление связей с деятелями отечественной культуры в эмиграции ведет к интенсификации культурного обмена и взаимообогащению культур.

Нет необходимости доказывать, что «любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность. Когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры».3 В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезли государства, когда народ забывал свой язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.

Подобная опасность сегодня подстерегает и русскую нацию, ибо цена на западную технологию может оказаться слишком высокой. Не только резко возрастет социальное неравенство внутри русского общества со всеми отрицательными последствиями, но и углубится национальное неравенство между русским народом и, так называемыми, западными этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой - значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.

Для возрождения и развития российской художественной культуры необходима ориентация ее на высокие эстетические, реальные жизненные идеалы, на реализм в искусстве и гармоничное соединение индивидуальной творческой свободы с интересами русского народа и всей России.

Для возрождения и прогресса российской духовной культуры требуется возрождение национального самосознания и самоуважения в российском народе, здоровых моральных ценностей и идеалов с ориентацией на традиции российского народа, а также возрождение традиционной для российского народа толерантности в религиозной жизни.

Завершая анализ основных условий и задач возрождения и развития российской национальной культуры, следует отметить, что путь этот нелегкий и долгий. Однако, думается, только на этом пути, только при решении вышеназванных проблем и задач расцветет российская культура, возрастет национальное самосознание, наполнится реальным содержанием ее государственный суверенитет.

Однако, это совсем не означает, что российская национальная культура станет чем-то противоположным культуре общечеловеческой. Наоборот, она только таким способом может войти в общечеловеческую культуру, как равная среди равных, с собственным мировоззрением. Она войдет в общечеловеческую культуру, как часть в целое и, в то же время, сохранит то, что можно назвать суверенитетом культуры.

Только тогда российский народ почувствует себя полноправным, независимым, суверенным народом со своей собственной культурой и государственностью. Эта серьезная задача налагает почетную, хотя и нелегкую обязанность на государство. Ведь «никогда культура не продвигалась сама. Должна быть мощная государственная, и в том числе городская, московская, программа, которая не только декларирует поддержку культуры, но и насаждает ее».4

§3 СМИ и культура: проблемы взаимодействия

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, в главный канал распространения культуры.

На мой взгляд, самым мощным средством распространения культуры является периодическая печать. Почему?

Во-первых, имеет возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер газеты. Благодаря этому, можно составить общее впечатление о содержании выпуска, выбрать интересующий материал, подробно с ним ознакомиться и самому его проанализировать.

Во-вторых, можно пользоваться преимуществами «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

В-третьих, печатные издания легко иметь «при себе», что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за которыми следует наш русский народ. Они оказывают большое влияние на умы людей, на их взгляды, мнение.

К сожалению, коммерциализация (финансовая независимость от власти) СМИ, дала толчок такому явлению, как непрофессионализм сотрудников печати. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замене вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. «Разухабистость, а подчас и откровенное бескультурье все чаще просачивается на страницы периодических изданий».1 Зачастую, критериями создания того или иного журналистского творения является не мотив служения обществу, правде, а неблаговидная, корыстная цель. При этом для достижения коммерческого эффекта используются такие приемы, как эпатаж, сенсационность любым путем, смакование крайних форм насилия, жестокости, секса, культивирование тем, попирающих общечеловеческие ценности и т.п. Все это явно не способствует воспитанию, формированию хорошего вкуса и самостоятельного мышления.

Всем нам хорошо известно, что представляют из себя эти сенсационные статьи с «кричащими» заголовками и сплетни о личной жизни «звезд». Публикации жутких криминальных историй, советы для души, журналы для молодежи, единственной темой которых стал секс и руководство к нему, не говоря уже об откровенно развратных и вульгарных порнографических изданиях, типа газет «Спид-Инфо», «Кайф по выходным», «Любовь» и т.п. с аршинными заголовками «Измена - норма жизни».

Как пример, приведу несколько заголовков из известной «желтой» газеты «Московский комсомолец» (анализ публикаций которой приведен ниже). На первой и последней полосе газеты существует рубрика «Срочно в номер». Каждое из этих сообщений - небольшая сенсация, но самая привлекательная сенсация та, в которой есть труп: «Пенсионерку застрелили на могиле мужа», «Убитого ребенка засунули в ящик с инструментами» и т.д.

Можно не вдаваться в подробности содержания этих заметок - все и так понятно. Вот только поражает огромный цинизм, с которым такой страшный материал излагается. Механизм действия подобной информации таков: такие сообщения, получаемые изо дня в день, приучают нас к мысли, человеческая жизнь вообще ничего не стоит, сам человек не рассматривается ни как наивысшее творение, ни как создание с бессмертной душой, а как кусок мяса, который режут, распиливают, протыкают отвертками, зверствуют над ним.

Журналисты добывают подобную информацию, чтобы сделать из нее сенсацию, а люди привыкают к нечеловеческой жестокости, она становится чем-то будничным, заурядным, тем более, что вся информация перемешана. Наряду с подобными сообщениями, на одной и той же полосе, расположена другая рубрика «Курьер культуры», где пишут «Почему Игорь Николаев отпустил свою русалку» (а под этим «Тинейджер распилил ребенка ножовкой»).

О какой же культуре может идти речь, если перемешанная таким образом информация приобретает в глазах читателя равнозначность. Сообщение о том, «Почему Игорь Николаев отпустил свою русалку», становится также важно, как и зверское убийство ребенка. Совершенно теряется критерий главного и второстепенного.