Смекни!
smekni.com

Культура в зеркале прессы (стр. 6 из 9)

Любовь Лебедина рассуждает и задает вопросы не только себе, но и своим читателям. А нужны ли всем нам такие спектакли, где много насилия и жестокости? И приходит к выводу, что «нельзя ставить спектакль о насилии, насилуя при этом зрителей безысходностью, тыканьем мордой в грязь, чтобы они, не дай Бог, не подумали, будто и впрямь «человек - это звучит гордо». 10 Я с ней согласна, ведь в театр зрители идут отдохнуть, а не проникнуться страхом перед злом и бессердечностью.

Нам же, в свою очередь остается надеяться, что у нас останутся режиссеры, готовые работать не ради мировой славы и туго набитого кошелька, а ради нас, простых зрителей. Тех самых, которые, быть может, через несколько лет будут платить любые деньги, чтобы посмотреть того же самого «Гамлета» или «Короля Лира». Если, конечно, сегодня мы узнаем, что такое настоящий театр и полюбим его.

Итак, подведем итоги. Наиболее популярный и любимый вид жанра у журналистов газеты «Труд» - интервью. В целом это неплохо, придает изданию «живой вид», дает возможность представить разнообразие мнений и точек зрения знаменитостей на ту или иную проблему. Однако, я считаю, что журналисты очень злоупотребляют этим жанром. Почему?


Во –первых, как показал анализ, не у всех журналистов получается работать в этом жанре, многие не могут определить интересную, общественно значимую тему для беседы, вызвать своего собеседника на откровенный разговор. Отсюда, все разговоры превращаются в легкомысленную, никому не нужную болтовню, которую скучно читать.

9 Там же.

10 Там же.

Во- вторых, такие беседы не дают достаточной информации для размышления, не комментируются и не даются оценки словам собеседников. В большинстве своем не говорят о главном, о сути: мораль, культура, духовность, нравственность… А игнорирование этих тем неминуемо влечет за собой падение уровня культуры в целом.

В -третьих, хочется, чтобы на страницах газеты как можно больше появлялось глубоких аналитических материалов, рецензий.

§ 2. Прежде всего - анализ

«Известия» - авторитетное общеполитическое издание, рассчитанное в основном на достаточно образованных людей, интересующихся политикой, экономикой, наукой, культурой и так далее. Значительное место на страницах газеты занимают аналитические жанры –статьи, комментарии, рецензии, обозрения. Замечу, что жанр интервью большим спросом у издания не пользуется. Отсюда вывод – газета не стремится к сенсационности, эпатажности, как большинство изданий, а предпочитает дать своему читателю едва ли не самую богатую и разнообразную информацию обо всем, что может его интересовать. Поэтому у газеты большой коллектив журналистов, которые освещают события, происходящие в культурной жизни общества: Алексей Филлипов, Екатерина Бирюкова, Елена Габайдуллина (театральная сфера), Ольга Кабанова, Николай Молок (живопись, архитектура), Юрий Гладильщиков, Мария Кувшинова, Юрий Богомолов (киноиндустрия), Юлия Рахаева (литература) и так далее. Посмотрим, как журналисты «Известий» используют аналитические жанры в рубрике «Культура» с точки зрения удовлетворения запросов читателей, а также профессионального мастерства.

Всем уже давно известно, что театр играет далеко не последнюю роль в духовном, нравственном и культурном развитии общества. Поэтому авторы на страницах «Известий» стремятся как можно больше уделить внимания и рассказать своим читателям о театральной жизни.

Журналист Алексей Филлипов в своей статье «Гомер и ушу» делится своими впечатлениями с читателями о необычной постановке спектакля «Гомер. Илиада» режиссера Анатолия Васильева. Статью читать интересно, так как она наполнена живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшую эпоху - деталями быта «на полу лежат легкие китайские мечи и тяжелые двуручные тесаки, палки, огромная секира.»1

Автор свое повествование начинает с описания декораций и костюмов актеров, чтобы показать читателям, где и в какую эпоху происходит «гибель и погребение Патрокла: входят артисты - на некоторых из них белые кимоно, другие одеты, как в айкидо: белый верх, черный низ…»2

Далее журналист рассказывает о том, как режиссер пытается привлечь зрителя, сделать его соучастником представления, которое не имеет сюжета и «подчинить аудиторию своей, воплощенной в спектакле, воле».3

Хороша идея автора познакомить читателя с нетрадиционной постановкой спектакля, в котором использованы борьба ушу и ритмическая музыка. Статья дает читателю пищу для размышлений: нужны ли нам такие спектакли? Ведь «люди, покупающие театральные билеты в уличных ларьках для «Илиады» слишком несовершенны». 4

«Илиада» создана заново и по-новому. И уж так устроен мир, что все новое воспринимается с осторожностью с оглядкой, с опасениями. Мы же привыкли к традиционной постановке спектаклей, где есть внятный, осмысленный, связанный с человеком интерес. В этой же постановке


1 Филлипов А. Гомер и ушу / А. Филлипов //Известия. – 2002. – 27 июля.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

зрителю предлагают стать не наблюдателем, а соучастником – вслед за артистами впасть в транс, ощутить на себе, что такое вакхическое безумство.

Хочу рассмотреть еще один материал Алексея Филлипова «Продавцы воздуха». Cегодня в театрах очень много спектаклей ставится по классическим произведениям литературы. «Публика стосковалась по современной пьесе, - пишет журналист. – Среднему человеку нужны узнаваемые, внятные ситуации.»5 Вот такую пьесу «Профессионалы победы», в жанре «комедия - трагедии», поставил режиссер Александр Гельман. Журналист подробно пересказывает сюжет пьесы, а также рассказывает о работе актеров, задействованных в ней. Повествует об удачных находках в постановке спектакля: «Вячеслав Долгачев удачно использует изображающий телевизор проекционный экран, а двойник Щербакова ведет содержательные диалоги с подлинным Дубовым». 6 И зрителю это нравится…

Филлипов приходит к выводу, что именно такие пьесы нужны нынешнему зрителю, ибо рассказывают ему о жизни современного человека со всеми его проблемами, радостями и печалями.


Также на страницах «Известий» много материалов посвящено кинематографу. Остановимся на статье Юрия Гладильщикова «Окончательный анализ». В предлагаемом материале автор знакомит читателей с фильмом «Неверная» режиссера Эдриена Лайна. Прекрасный слог автора позволяет читателям постичь глубину содержания фильма, ощутить простые (и такие сложные) истины бытия… «Он - заботливый муж и отец в возрасте за сорок, вероятно, любящий жену, но погруженный в работу. Она - не работает, изменять ему не собирается, но … тут случайно встречает романтического мужчину».7

5 Филлипов А. Продавцы воздуха / А.Филлипов // Известия. –2002.- 24 сент.

6 Там же.

7 Гладильщиков Ю. Окончательный анализ / Ю.Гладильщиков // Известия.- 2002. – 25 июля.

И хотя автор нам рассказывает об американском фильме, он все же близок российскому зрителю, ведь в нем есть всё: любовная неразбериха,

измены, неожиданности, страсти и … убийство.

Юрий Гладильщиков предлагает читателю порассуждать о семейном счастье и любви. Ведь проблема семейного счастья существует всегда, то и дело болезненно напоминает о себе, требуя анализа. В жизни бывает всякое. И придется делать первый шаг, не зная каким будет второй. «Герои же «Неверной», … ради сохранения семьи и будущего своего сына переживают не только измену одного из них, но и оставленный за плечами труп.» 8

Особо хотелось бы отметить статью Ольги Кабановой «Арсенал шедевров». Почему? Как мне кажется, мы все реже и реже читаем такие прекрасные, увлекательные статьи в периодической печати. Ольга рассказывает нам о 8-ой архитектурной выставке в рамках Венецианской биеннале. Статья автора читается на одном дыхании. Ярко, многоцветно описывает журналистка эту выставку: «… магазины, дома, музеи, церкви, вокзалы и небоскребы… Только с первого взгляда все эти здания, рвущиеся ввысь, и птицей распластанные над землей небоскребы, больше похожие на космические объекты или покрытые металлом облака, отчуждены от людских нужд. При детальном рассмотрении ясно, что все в них сделано для удобства потребления, все функционально». 9

Вот так, шаг за шагом, с подробными пояснениями и яркими примерами ведет нас в увлекательное путешествие по выставке Ольга Кабанова: «…это не дивный прозрачный пузырь неправильной формы и не выросшая до гигантского состояния амеба, а хорошо организованный комплекс для удобного взаимодействия человека с автомобилем.» 10


Информация подается автором так, что ее оказывается достаточно, чтобы 8 Там же.

9 Кабанова О. Арсенал шедевров / О. Кабанова // Известия. – 2002. – 10 сент.

10 Там же.

понять какие интересные проекты в ближайшие годы станут архитектурными премьерами. Я считаю, что эта статья очень познавательна для читателя, здесь много интересных и необычных идей архитекторов. В общем, читатель найдет в этом материале для себя много полезной, занимательной и любопытной информации.

ГЛАВА III. «Восточно- Сибирская правда» о культуре

«Восточно- Сибирская правда» - общественно –политическое издание Иркутской области. Освещает не только историю родного Приангарья, но и является зеркалом происходящих в области и России перемен. Авторы, печатающиеся на страницах газеты, очень большое внимание уделяют культурной жизни Иркутской области. Обращаются к прошлому и смотрят в будущее, чтобы яснее представить нам, своим читателям, какие вехи в общественной истории оставил город наш, чем приумножил богатства натуральные и духовные, чем порадовал мир, чем был жив до нас и чем живет сейчас, чем надеется жить завтра. Точность и выдержанность публикуемых материалов разнообразной тематики, позволяет говорить о высоком профессионализме редактора и журналистов газеты, который является основой того, что издание имеет широкий круг читателей.