Смекни!
smekni.com

Культура в зеркале прессы (стр. 7 из 9)

§ 1. В ожидании чуда

Иркутск считается одним из самых театральных городов России. Театр всегда притягивает людей к себе, ведь он воспитывает зрителя, учит думать, сопереживать. Как надоела всем нам пошлость современного кинематографа и телевидения. Люди изголодались по натуральной духовной пище и идут теперь в театр, так как он, «…болея и страдая вместе с обществом, каким-то чудом бережет еще здравый смысл и тайную силу - великую классическую литературу, дающую ответы на мучительные вопросы бытия».1


На страницах газеты перед читателями предстает своеобразный журналистский путеводитель по театральной жизни Иркутска. Почти в

1 Дьяченко Н. О! Как хочется смутить веселость их…/Н.Дьяченко //Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 17 окт.

каждом номере газеты – рецензии на театральные спектакли, которые проходят в наших театрах: драматическом, музыкальном, ТЮЗе и кукольном. В газете создался интересный коллектив журналистов: Светлана Мазурова, Наталья Фёдорова, Светлана Жартун, Татьяна Ковальская, Марина Рыбак, Арнольд Беркович и другие, который освещает культурную жизнь нашего города. Материалы авторов отличаются особой глубиной и всегда наполнены собственными мыслями, впечатлениями, переживаниями об увиденном.

С удовольствием я прочла статью критика Арнольда Берковича «Власть и страсти», где он анализирует работу режиссера Геннадия Шапошникова, поставившего трагедию У.Шекспира «Король Лир». Автор обращает внимание читателя на то, что пятиактная трагедия была сокращена до двух актов. Но, несмотря на это, режиссеру удалось «добиться выраженного динамизма и зрелищности действия…подчинить актерский темперамент общей идее и вовлечь зрителя в круговорот событий.» 2

Беркович справедливо замечает, что выразительная игра актеров обогащала образы, созданные великим драматургом. «Виталий Венгер (Король Лир) … демонстрировал способность глубочайшего проникновения в таинства человеческого бытия, умения развивать жизнь персонажа в постижении многоплановости человеческого характера… Он сумел … провести своего Лира от деспотичного монарха, ослепленного властью и потому более доверяющего лжи, чем благородной искренности, до трагедии обыкновенного человека.» 3

А также отмечает роль декораций А.Плинта (заслуженный деятель искусств), которые «доминируют в спектакле, художественно определяют


режиссёрское мизансценирование… и убедительно передают мятежный и философский смысл трагедии.» 4

2 Беркович А. Власть и страсти / А.Беркович //Восточно-Сибирская правда. –2002. – 30 окт.

3 Там же.

4 Там же.

Повествование об этом спектакле критик ведет спокойно и приглашает читателя поразмышлять: в чем заключается достоинство новой премьеры и вновь открыть для себя великого Шекспира.

Не только о драматическом театре пишут авторы на страницах газеты, но и о музыкальном театре имени Загурского. В своем интервью «И взяли зрителей в полон…» Светлана Жартун беседует с директором Иркутского музыкального театра Владимиром Константиновичем Шагиным. Журналистка умело построила с ним разговор, во всяком случае, из него читатель может составить представление о том, как наш театр был на гастролях в городе Киеве. Светлана беседует о трудностях, которые испытал театр в ближнем зарубежье. «Когда приглашают в гости, оказывают хоть какие –то знаки внимания. Этого внимания или поддержки мы не ощутили»,5 - говорит Владимир Шагин.

Затем автор показывает своего собеседника, который с гордостью рассказывает об успехе своего театра на гастролях и о том, насколько популярными стали иркутские спектакли в Киеве. Одноактные оперы, поставленные на музыку Доницетти и Оффенбаха, произвели фурор. Очень понравился наш балет, …все спектакли были востребованы, я уже не говорю о «Сильве», «Летучей мыши», «Марице». 6

Читая интервью Светланы Жартун делаешь вывод, что наш музыкальный театр не стоит на месте, он всегда в движении, экспериментирует, живёт …


Уникальность наших театров состоит в том, что мы можем сюда прийти отдохнуть, посмотреть грандиозные, масштабные постановки и ощутить себя сопричастным к событиям, происходящим на сцене. Ведь самое сильное театральное воздействие на людей - это сопереживание. Благодаря ему, театр объединяет и детей, и взрослых, заставляет каждого «прожить» происходящее на сцене. Однако, мы почти никогда не

5 Жартун С. И взяли зрителей в полон… / С. Жартун // Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 26 окт.

6 Там же.

задумываемся о том, в чем кроется потенциал театра, с какими трудностями и проблемами он сталкивается, как они решаются. Журналисты и об этих проблемах пишут на страницах газеты, помогая тем самым, своим читателям, поразмышлять и составить представление о том, какое место сегодня занимает театр в нашей жизни, нужен ли он нам …

Из беседы Светланы Жартун с А. Худяковым, начальником отдела искусств комитета по культуре администрации Иркутской области, мы узнаем о том, что для всех театров проблемой номер один является выбор репертуара. Ведь театр посещают люди разных социальных слоев населения, разного возраста, у всех свои потребности, интересы, и каждый имеет право на их удовлетворение. «Значит, руководство театра, режиссура должны это учитывать, в театре должны быть социологические, маркетинговые службы, менеджмент, - говорит Алексей Худяков, - … бывают и такие спектакли, с которых зрители выходят недовольными, а все потому, что они не подготовлены к их восприятию.» 7

А для того, чтобы воспринимать сложные истины искусства, надо уметь чувствовать его, обладать развитой духовной организацией, эстетическим и эмоциональным чутьем. Наш зритель, в большинстве своем, не обладает такими качествами, ведь «вся та мишура по телевидению, глупость, которая лежит на книжных прилавках, не дают нам представления ни о Босхе, ни о Брейгеле. Чтобы понять о чем идет речь в спектакле, надо хоть немного почитать…, так как для восприятия театрального искусства вообще, а интеллектуального особенно, нужна подготовка.» 8

Нам же остается надеяться, что театр отбросит некоторые несовершенства в своем репертуаре, станет более доступным для зрителя, а также будет соответствовать их возможностям и интересам.


7 Жартун С. Зеркало жизни - театр / С.Жартун // Восточно-Сибирская правда. – 2003. – 27 марта.

8 Там же.

В нашей жизни кино является не только местом времяпровождения и свиданий, но и источником духовного, нравственного, интеллектуального становления личности. Однако сегодня настоящее отечественное кино постепенно вытесняется американской киноиндустрией, где пропагандируется исключительно зарубежный образ жизни. Нам стремятся всеми силами навязать американские стандарты жизни, ценности, а это, в свою очередь, вносит хаос, пошлость, примитивные вкусы, бездуховность в жизнь нашего общества. Что происходит? Почему мы смотрим картины преимущественно зарубежного производства? Об этом мы узнаём из беседы журналистки Светланы Мазуровой «Ленфильм»: город в городе» с известным кинорежиссером Виктором Сергеевым. «Прокатчики, - рассказывает режиссер, - предпочитают работать с американскими «пулялками» и «стрелялками», которые, прежде всего, приносят им деньги, и мало задумываются над эстетическим и художественным воспитанием отечественного зрителя.» 9

Также из разговора мы узнаем и о хороших новостях, происходящих с отечественным кино, в частности, на киностудии «Ленфильм». «У нас довольно обширная программа, в работе много собственных фильмов, в том числе и телевизионных…»10

Продолжая разговор на эту тему, журналистка Элла Климова в своей статье «Вольный полёт» рассказывает об отечественном фильме «Кукушка» режиссера Александра Рогожкина, который вышел на экраны наших кинотеатров. Элла Климова своим рассказом о фильме заинтриговывает и призывает читателя подумать: в чем заключается достоинство этой картины. Сама же она заключает: «Достоинство картины в том, что она обращена к каждому сердцу».


Читателю интересны рассуждения журналистки, ему хочется посмотреть этот фильм о «двух солдатах враждующих армий и женщине

9 Мазурова С. Ленфильм: город в городе /С. Мазурова // Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 14 дек.

10 Там же.

из крохотного северного народа саами, спасшей их», 11 разделить их радости и огорчения.

§ 2. Петербургские встречи

Одна из лучших рубрик «Восточно-Сибирской правды», как мне кажется, это «Петербургские встречи». Журналистка Светлана Мазурова ведет увлекательные беседы с известными людьми: знаменитыми режиссерами, актерами, живущими в Санкт –Петербурге. Среди них: Сергей Русскин, Анатолий Ракович, Михаил Пореченков, Андрей Кончаловский, Татьяна Пилецкая, Николай Трофимов, Виктор Сергеев и другие.