Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали в создании гончарного промысла и в других местах России.
2. Полуфаянс Гжели
Полуфаянс гжельцы пытались делать еще в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после первого обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и сокращало брак.
Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением в истории русской керамики, как и майолика. Гжельцам удалось получить "посуду белую, наподобие фаянса" в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный "простым фаянсом" или полуфаянсом, и в течение XIX века создали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создавали гамму до 30 оттенков на белом фоне. Синяя краска лучше других соединяется с глазурью, при обжиге дает меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. Растительные и другие орнаменты делались стилизованно, с вьющимися усиками, отходящими от стебля. В росписи присутствуют и элементы очеловечивания, одухотворения вещей. Например, оформление носика-вылива, который был треугольным и на нем прорисовывали глаза, подчеркивали форму носа.
3. Фаянс Гжели
Фаянс Гжели составлял единое целое со всем русским и западно-европейским фаянсом своего времени. В нем сочетался западно-европейский характер с местными сельскими приемами техники создания формы и росписи.
Наибольший успех по выпуску фаянса относится к 30-м годам XIX века, когда свыше 30 фабрик выпускало фаянсовую посуду, чему способствовала правительственная политика по ограничению его ввоза в страну. Поэтому подавляющее количество населения России познакомилось с фаянсом благодаря гжельским умельцам.
Гжель в XIX веке называли "русским Стаффордширом", сравнивали с важнейшим английским керамическим центром.
В деле получения тонкого фаянса в Гжели, совершенствования технологии его производства в течение двух-трех десятилетий выдающаяся роль принадлежала крестьянину села Речицы Афанасию Леонтьевичу Киселеву. Он работал на фабрике Тереховых, стал их компаньоном, а позже отделился и создал свое заведение. Он потратил целое десятилетие, чтобы освоить технологию и роспись тонкого фаянса, который не уступал лучшим российским фабрикам, и единственный из Гжели представлял искусство ее на Всероссийских промышленных выставках. Наибольший успех относится к 30-40 годам. Киселев и его рабочие освоили все виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, сочетание цветных масс и цветных рельефов, люстр - покрытие солями металлов, придающее изделиям металлический блеск под "золото", "медь", "серебро", "перламутр".
4. Фарфор Гжели
Первые попытки создания фарфора начались в Гжели еще в XVIII веке. Он уже выпускался за границей и в России на Императорском и некоторых других заводах, о чем было известно гжельцам. А так как его цена чуть ли не приравнивалась к золоту, то гжельцы, имея многовековой опыт гончарства и достигнув высот в художественном воплощении майоликовых изделий, стремились овладеть и высшим достижением керамического искусства - изготовлением фарфора.
В поисках первым из них в начале XIX века достиг успеха молодой, сметливый и пытливый Павел Куличков. Он в 1802 году начал выпускать фарфоровые изделия и возить их на продажу в Москву. Секрет изготовления держал в тайне, однако уже в первом десятилетии в Гжели появилось еще несколько фарфоровых заводов в с. Игнатьеве, д. Кузяево, с. Ново-Харитоново.
В 1810 году на берегу речки Дорки неожиданно для соседей возник завод сельского кузнеца и лесопромышленника Якова Васильевича.
Яков Васильевич, приняв фамилию Кузнецова, повел со своими сыновьями дело круто, что дало возможность вскоре сколотить значительные капиталы и постоянно расширять и обновлять производство. Построил он вместо деревянных, каменные стены мастерской, а сын его Терентий в 1832 году уже обосновал новый завод в нескольких десятках верст от Гжели - в местечке Дулево, где в изобилии имелись дешевое топливо, местные глины, вода, а мастеров он сманил из гжельских деревень высокими заработками.
К 30-40 годам большая часть фарфоровых изделий России выпускалась в Гжели. Гжельский фарфор, завоевывая популярность, вывозился не только внутри России, а и в другие страны.
Хотя на стиль выпускаемой в России художественной продукции значительно влияли в разные годы западные традиции барокко, классицизма, ампира – народные гжельские мастера создавали свой стиль, использовали традиции народного искусства.
Фарфор Гжели был ориентирован на самые широкие круги населения. Яркая, сочная роспись Гжели радовала глаз, ее образы были понятны народу. Характерно, что после Отечественной войны 1812 года появилась новая тематика - расписывалось много портретов героев войны.
Именно заводы Гжели, где была сосредоточена большая часть фарфоровых заводов России, познакомили более широко русское население с фарфором-, приучая его к этому прекрасному материалу. При массовом выпуске цены на фарфор становились доступными широким слоям населения.
Во второй четверти XIX века начали выпускать характерный тип тарелок, отличительным признаком которых был рельеф "бус" по краю, со стилизованной цветной росписью и золотым орнаментом по центру тарелок.
К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят, как и в других отраслях промышленности, серьезные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали им возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1887 году была создана фирма "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова" с правлением в Москве. Кузнецовы завоевывают российский рынок, а многие гжельские не только мелкие кустари, но и средние, и более крупные предприниматели закрывают мастерские, заводы и разоряются.
Несмотря на умаление значения Гжели на месте, она в конце XIX века все-таки после заводов М.С. Кузнецова, выпускавшего на 5 крупнейших заводах изделия на 2,1 млн.рублей, и завода И.Е .Кузнецова в Волхове, выпускавшего на 360 тысяч рублей, занимала 3-е место в России.
Три войны начала XX века, разруха в стране после революции, отсутствие топлива, сырья, хлеба привели к сокращению производства или закрытию ряда предприятий. Нужда в хлебе и самом необходимом заставила людей искать средства к жизни. Поэтому, кроме тех кустарных мастерских, какие существовали до революции, в годы НЭП возникли и новые, где гончарных дел мастера в примитивных условиях создавали посуду, игрушки, а потом и сами развозили их продавать в обмен на хлеб в другие губернии.
В 1921 году в Турыгино создается керамическая школа, куда вскоре приходит энтузиаст-керамист, изобретатель свыше 100 разновидностей глазурей, в том числе с металлическим блеском, бывший заведующий мастерской Строгановского училища, Георгий Васильевич Монахов. В 1932 году он пришел на вновь открытую фабрику "Всекохудожник", где совместно со скульпторами и художниками г. Москвы стоял у истоков экспериментального предприятия, начавшего малыми сериями выпускать майоликовые художественные изделия. Работал вплоть до 1938 года, когда ушел на пенсию. Умер в 1939 году.
В деревне Турыгино артель, созданная в 1925 году, являлась самой крупной в округе. Носила название "Художественная керамика".
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской волости составляло 506 человек или 3 % всех рабочих Бронницкого уезда. 4 завода было государственных - 449 человек рабочих, 1 - местной промышленности - 14 человек рабочих (два в с.Речицы объединились в один). Кроме того, в годы НЭП по всем деревням действовали кустари-одиночки, выпускавшие главным образом простые гончарные изделия и кирпич.
При селе Гжель находились каменоломни Бронницкого промторга.
В годы Великой Отечественной войны предприятия Гжели на некоторое время закрылись. Артель "Художественная керамика" возобновила работу в 1944-1945 годах, там стали выпускать кружки; требовались героические усилия от женщин и подростков, так как все работы по заготовке сырья, топлива, переноске готовых изделий приходилось выполнять вручную, а все мужчины были на фронте.