В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивыют недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.
Следующий процесс изготовления керамического изделия - обжиг, в результате которого изделие приобретает прочность. Процесс обжига совершается дважды:
· Утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После утильного обжига изделие покрывают глазурью( тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и и декоративные качества).
· Политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. На этом этаме на изделии закрепляется нанесенная глазурь.
Так же, под глазурью используют специальные подглазурные краски. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, тем самым образуя тонкую пленку, предотвращающую стирание рисунка. Единственным минусом подглазурных красок является то, что гамма их расцветок довольная скудная, так как большинство цветов выгорает из-за высокой температуры. Самая распространенная подглазурная краска - кобальт, дающий после обжига изделия синий цвет различных оттенков.
Изготовление гжельского фарфора производится в несколько этапов.
Гжельские мастера вручную, на специальных гончарных станках (круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук) вытачивают гипсовые заготовки будущего гжельского изделия. С помощью специальных резцов обрабатывается рабочая поверхность гипсовой заготовки. Затем в эту гипсовую форму заливается шликер, пористый гипс впитывает влагу из шликера, благодаря чему получается заготовка будущего изделия. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в печь в утильный обжиг, затем расписывают, покрывают глазурью, снова в печь в политой обжиг. И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором!
7.Заключение.
В современных условиях невозможно вести на должном уровне такое сложное производство, как изготовление электроизоляторов, художественных майоликовых и фарфоровых изделий, без тесной связи с научными учреждениями, без использования опыта других предприятий, что и делается коллективами всех предприятий региона.
Особое значение придает таким связям коллектив товарищества "Гжель", которое возникло в результате объединения разных деревень. В результате их объединения возрос объем выпуска продукции, а на первый план выдвинулась задача коренным образом изменить условия труда, совершенствовать технологию, создать мощный единый хозяйственный комплекс.
Сформировался мощный творческий коллектив художников, скульпторов, живописцев, технологов. Все это дало возможность в фарфоровом и майоликовом производствах выпускать до 750 образцов изделий и осваивать ежегодно до 150 новых, большинство из которых выпускать серийно.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами-керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он остается по-прежнему могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
История Гжели уходит в глубь веков, и ее народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.
Проходят дни, бегут года,
И где то там и тут
Встают большие города,
Дороги вдаль ведут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней,
Всегда России уголок
Живет в душе моей.
8. Список используемой литературы
1. Гжель - Российская жемчужина. Авт. текста Аверьянова М.Г. 1993, 46с, илл.
2. Логинов В.М. Новь древней Гжели. М.: "Моск. рабочий", 986, 112с., илл.
3. Гамелкин С.В. и Калитин М.Г. Гжель и гжельцы. На родине усского фарфора. "Моск. рабочий", 1969, 129с., 11л. илл.
4. Салтыков А.Б. Майолика Гжели. "Искусство", 1956, 182с., илл.
5. Логинов,Виктор Михайлович, Скальский,Юрий Петрович. Эта звонкая сказка-Гжель. М.:Сварог,1994.-189с.:илл.
6. Ресурсы сети интернет для поиска иллюстраций.
Приложение.
Ваза 'Гвоздика' авт.Хазова
Ваза на ножках "Ягодка" авт.Бидак
Ваза 'Ажурная' авт.Тихонова
Ваза 'Ирисы' авт. Хазова
Ваза овальная авт.Бессарабова
Ваза 'Ирина' авт.Коршунова
Ваза 'Баба с котом' авт.Азарова
Квасник 'Свидание' авт.Бидак
Кумган 'Малютка' авт.Подгорная
Кумган 'Рассвет' авт.Коршунова
Квасник 'Чаепитие' авт.Азарова
Подсвечник 'Конь' авт.Гаранин
Светильник авт.Царегородцев
Подсвечник 'Настенька' авт.Еремина
Кувшин 'Рассвет'авт. Авдонин
Кувшинчик 'Лев' авт.Азарова
Бокал ' Подарочный' авт. Подгорная
Сахарница авт.Дунашова
Шкатулка 'Романс' авт.Симонов
Лампада авт. Борунов
Набор 'Пасхальный' №3 авт.Новиков
Сливочник авт.Бессарабова
Тарелка настенная "Божья Матерь"
Солонка , перечница, горчичница авт. Гаврилов
Поднос авт. Федотов А., роспись Бырдина Е.
Чайная ложка авт. Рыженок
Сервиз 'Наталья' авт.Маланина
Сервиз 'Мария' кр. в/з авт.Симонов
Сервиз 'Татьяна' авт.Дунашова
Набор 'Гитара' авт.Новиков
Ск. 'Первые шаги' авт.Федоровская