Хотелось бы отметить, что пессимистические стороны буддизма не гармонировали с жизнерадостным народом Индии. Ему были ближе идеи Брахманизма. Но и от буддизма индийское общество не отказывалось полностью. В результате синтеза ряда положений буддизма и брахманизма сформировался индуизм. Почему же буддизм, получивший мощную поддержку царствующих правителей и создавший мощную разветвленную систему монастырей, не смог удержать своих позиций в Индии и постепенно, без политических потрясений и религиозных войн уступил место индуизму? Ответ лежит в самой социальной основе индо-буддийской духовной традиции. Пришедшие в Индию арии положили начало варнам: брахманам (жрецы), кшатриям (воины), вайшьим (землевладельцы, ремесленники) и щудрам (подневольное население). За пределами варн остались рабы, изгои и иностанцы. Деление на варны наложилось на традиционную сельскую общину, а сельская община всегда являлась основой индийского общества. Она возглавляется старейшинами, автономна в своих делах, владеет землёй и платит налоги центральной власти. От произвола центра она защищена религиозными верованиями, обычаем, традицией. Хозяйство её практически натурально. Ей не чужд наёмный труд, но и распоряжаются землей только общинники. Замкнутый образ жизни общин ставил их вне политических бурь и потрясений. Правители приходили и уходили, а община продолжала жить своими интересами, выплачивая традиционный налог государству.
Как говорят историки, «основой политического строя Индии была самоуправляющаяся деревня… Новые переселения извне и захватчики затрагивали лишь поверхность этого строя, но не его корни. Власть государства при всём её внешнем деспотизме обуздывалась тысячами обычаев и законодательных ограничений, и ни один правитель не мог свободно нарушать права и привелегии сельской общины». Во главе стояли правители (кшатрии), но их власть постоянно ограничивалась жрецами, пользовавшимся огромным влиянием в сельских общинах. Брахман всегда почитался выше кшатрия, так как был учёным и священником. Его авторитет был неприкасаем. И брахманы и кшатрии жили своими варнами и не смешивались друг с другом. Такие же варны образовывали земледельцы, ремесленники и торговцы (вайшьи), а так же наёмные работники, батраки (щудры). Эти четыре варны и заложили основу кастового строя в Индии.
Следствием кастового строя явились отчужденность между социальными группами, отказ принимать пищу вместе с представителями других каст и заключать браки вне своей касты.
Буддизм формировался как мировозрение кшатриев, и их поддерживало в определенной степени население Индии, недовольное засилием брахманов. Но община была против буддизма. Особое значение, которое буддизм придавал принципу ненасилия, привело к тому, что земледелие стало считаться низким занятием, так как часто это вело к убою скота. Это занятие, которое раньше было предметом гордости индоариев, стало считаться в некоторый районах не почётным, несмотря на его важнейшее значение, а те, кто непосредственно обрабатывали землю, заняли более низкую ступень на социальной лестнице. Так сельская община отвернулась от буддизма в сторону индуизма, сохраняя, однако, многие религиозные положения Будды.
2. Система ценностей индо-буддийской культуры.
В основе всех ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. Вследствии этого во вселенной поддерживается порядок, господствует связь явлений и смена событий выдерживает ритм.
В рамках всемирного закона личность свободна, но она стоит перед вечностью жизни и переселением душ. Карма – страж, который отслеживает прошлые деяния. Случайность и беспричинное зло в индо-буддийской культуре исключены. Каждому – своё.
Индуизм – широкое религиозно-культурное течение, расподающиеся на ряд независимых культов. Его основывают тантризм, культ Брахмы, Вишну и Шивы. На первый план выдвинулись Вишну и Шива. Их культ – результат синтеза абстрактного представления об абсолюте времён Упанишад и региональных богов крестьянских общин, которые наделяли природу различными духами, пологая, что именно они управляют сменой времён года, контролируют ритмы земледенческих работ.
Вишну – помощник людям. Он сообщает им истину, сохраняет их в опасности, избавляет их от зла. Такое участие Вишну в делах людей достигается за счёт его перевоплощений. Одним из таких перевоплощений был Будда. Так Будда стал Богом. Простые смертные достигают блаженства, делясь духовно с Вишну.
Шива – суровое и страшное божество, бог – разрушитель. У него три глаза, вокруг тела – змеи, на шее – черепа. Но он же представляется индусам как покровитель искусства и учёности, разгульной жизни и любовных утех.
Индуистские боги принципиально отличаются как от христианского Бога, имеющего три ипостаси, так и от исламского Аллаха, предопределяющего судьбу каждого мусульманина. Они приближены к земным условиям, конкретизированны в своих качествах и постоянно находятся в центре земных событий. И Вишну, и Шива имеют жён. Вишна – Лакшми, богиню красоты и счастья. Жена Шивы имеет ряд имен, и одно из них – Кали, богиня истребления и смерти.
Отношение к земному миру в индо-буддийской культуре проиворечиво. В учении о сансаре (Пояснение: круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой) он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Проживающий в мире сансары, озабоченный целью своего существования, обязан ориентироваться на гармоничное сочетание четырёх этических норм: джарма, артха, кама и мокша.
Джарма – важнейшая часть основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней, и как часть этого закона она определяет содержание долга и обязанностей людей.
Артха – представляет собой нормы практического применения.
Кама – определяет ценность удовлетворения чувственных побуждений.
Мокша – учение о том, как избавиться от сансары.
Так как Абсолютный дух во всём и каждое сущее в едином духе, долг каждого не относится с презрением ни к одному созданию. Каждый должен жить и давать право жить другим. Не отвечай злом на зло, всегда твори добро. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Достойное поведение не в том, чтобы идти проторенным путём, а чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно ему следовать.
Необходимо уточнить, что индуизм и буддизм различно понимают ценность земных удовольствий. Буддизм проповедует умеренную жизнь, воздержание в страстях и верность любви. Индуизм подчеркивает важность чувственных радостей и плотских утех.
Важнейшей ценностью индо-буддийской культуры является мокша, как освобождение от сансары. Такое освобождение – высшее блаженство и достигается оно слиянием с Абсолютом, отождествленным с Брахманом. При этом индивид выпадает из кармы, просветляется за пределы иллюзорного мира. Самосознание личности не уничтожается, реализуется её слияние с Абсолютным духом.
В буддизме упор делается на понимании нирваны как состояния отрешенности, достигаемом за счёт отказа от земных стремлений.
Несомненно, на систему ценностей индо-буддийской культуры наложил глубокий отпечаток кастовый спрос. Каждая Варна – это не только замкнутая социальная группа со своими традициями представлениями, но и олицетворение определенной культурной ценности. Быть брахманом, служить брахманам, учиться у брахманов – высшая ценность. Брахман – это олицетворение премудрости и святости.
Обладание богатством дает небольшие права на почёт. Конечная цель индийца требует не собирания сокровищ, а освобождение от власти кармы. В Индии принято оценивать прожитую жизнь не на основании того, насколько увеличился вклад в банке, а на основании того, насколько она была моральна и благочестива. Итогом становится то, что внутренне прочная индийская община не вызывает в индусе ни лояльного отношения к государству, ни социальной солидарности, ни политической активности. Индийское общество оказалось практически безоружным перед лицом сначала мусульманского вторжения, а потом английского империализма.
3. Художественная культура – как путь к освобождению духа.
Искусство в Индии развивалось под непосредственным влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинения по вопросам веры, о смысле жизни и окружающего мира. И Веды и Упанишады – это литературные памятники, созданные на древнеиндийском языке – санскрите. Их художественные достоинства и по сей день радуют читателей по всему миру.
Учёные выделяют ряд особенностей индийской художественной культуры, отличающих её от западноевропейского искусства. Это, во-первых, её теснейшая связь с религией и философией. Связь настолько тесная, что индийскую культуру нельзя понять, не зная религиозно-философских предпосылок.
Во-вторых, индийское искусство обращено главным образом к крестьянину, чтобы донести до него возвышенные религиозно-философские идеалы, сделать для него понятным закон кармы.
В-третьих, в поэзии, прозе, драме и музыке индийский художник как бы отождествляет себя «с природой во всех её настроениях», выражает «присущую человеку гармонию с природой и вселенной». Так, живший в конце четвертого века Калидаса в поэме «Облако-вестник» красочно передает состояние попавшего в плен и разлученного со своей возлюбленной индийца. Пленник обращается к облаку и просит его дождливое время года передать любимой, как он томится по ней. Один из американских комментаторов этого произведения отмечает: «Калидаса в пятом веке понимал то, что Европа поняла только в девятнадцатом, да и сейчас понимает ещё ограниченно, а именно: мир не создан для человека и человек лишь тогда встает во весь свой рост, когда создает достоинство и ценность жизни, не принадлежащей человеку».