Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 10 из 21)

Комбинации смежных цветов подчеркивают функции данного цвета. В то время как противоположные цвета друг друга усиливают, смежные цвета благодаря их последова­тельности во времени или взаимному сопоставлению полу­чают динамическое развитие.

Если мы в комнате с зелеными стенами и белым потолком смотрим на стены, то ощущаем, что зеленый цвет не имеет вверху никакого органически свойственного ему продолжения. Создается впечатление чувственно невос-принимаемой пустоты, которое может быть устранено при­менением розового цвета в окраске потолка. Такова сила наших субъективных впечатлений. Не возникает чувства продолжения цвета и тогда, когда зелень стены переходит в желтый цвет потолка. Так как желтый цвет потолка от примеси землистого цвета или красноты становится тяже­ловесней, то его яркость и жизненность находит свое выра­жение в спокойном зеленом цвете стен. Первый вариант — комбинация зеленой стены с белым потолком, подходит для учебной комнаты, второй — комбинация зеленой стены с желтым потолком — подходит больше для больничной ком­наты. Конечно, в том и другом случае обязательно должны быть тональные вариации. Комната с оранжевыми стенами и желтым потолком кажется нам наполненной теплым солнечным светом. Наоборот, комната со стенами синего цвета и голубым потолком производит впечатление «холод­ной» и даже потолок желтого цвета не «согреет» комнату. Сделав переход от синего к зелено-синему, затем к белому, мы опять получим «холодную», правда, несколько осла­бленную комбинацию цветов. Окрасим стены в желтоватый цвет охры, а потолок в терракотовый. В этом случае созда­ется впечатление перегруженности, напряженности, все внимание концентрируется на окрашенных в желтоватый цвет охры стенах. Интенсивная окраска потолка может быть применена, если стены окрашены в более светлый, даже в сероватый либо зеленоватый цвет.

Сочетание синего и зеленого цветов будет менее кон­трастно, чем желтого и красного, потому что контрастные пассивные цвета психологически менее воздействуют, чем активные. Характерное впечатление создает сочетание синего и зеленого при постепенном переходе синего в зеленый цвет.

Абрикосовый и нежно зеленый цвет (свежего зеленого листа) выражают тему зрелости. Такое сочетание красок может быть рекомендовано в столовой и в производствен­ных помещениях, особенно когда оранжевый цвет ближе к солнечно-желтому и создает таким образом иллюзию солнечной освещенности помещения. Желтому или желто-коричневому цвету противостоит как контрастный чистый синий. Оранжевый и зеленый цвета идеально дополняют друг друга.

Желтый цвет занимает в цветовом круге среднее положение между зеленым и оранжевым. Но человек, даже не имеющий представления о цветовом круге, бессо­знательно ищет средний цвет, смягчающий контрастность между зеленым и оранжевым цветами, т. е. желтый. Желтый цвет без сомнения психологически действенней, чем, например, бирюзовый, как средний между синим и зеле­ным. Вот почему сочетание синего и зеленого не столь активное, как сочетание оранжевого и зеленого.

Бирюзовый цвет — не синий и не зеленый, он не имеет своего собственного качества, как желтый. Желтый цвет существенно отличается от красного и зеленого, но будучи сопоставлен с тем или иным цветом, он часть своей лучи­стости отдает сопоставляемому с ним цвету; красный цвет он превращает в оранжевый, а зеленый делает теплее. Бирюзовый может в лучшем случае усилить впечатление холодного цвета как от зеленого, так и от синего.

Оранжевый цвет в цветовом круге находится между красным и желтым. Помещение, окрашенное в красный и желтый цвета, «звучит» громко, возбуждающе. Искомый средний цвет — это оранжевый, придающий теплоту, но вряд ли он усилит уже сложившуюся радостную ситуацию. Оранжевый цвет между желтым и красным не снижает напряженности, подобно желтому, между оранжевым и зеленым.

Итак, смежные цвета могут применяться для придания пространству большей выразительности. В одном случае эти цвета привлекают потому, что каждый цвет по сравне­нию со смежным рассматривается по-новому. Так, красный при сопоставлении с оранжево-желтым кажется более густым, оранжево-желтый при сопоставлении с красным как бы просветляется, зеленый по сравнению с желтым кажется землистым, желтый рядом с зеленым излучается в пространство и создает настроение беззаботности.

Золотистый и сине-фиолетовый цвета выражают торже­ственность, праздничность, потому что промежуточным цветом является пурпурно-красный. В свою очередь, по отношению к пурпурно-красному контрастным цветом явля­ется зеленый, который под влиянием пурпура становится также праздничным и торжественным. При комбинации полярно действующих лимонно-желтого и синего цветов зеленый цвет как промежуточный ослабляет напряжен­ность на обоих полюсах. Но так как полное примирение этих полярных партнеров только желательно, а фактически не происходит, то эта комбинация красок не имеет статиче­ского характера и остается динамической. Люди в помеще­нии с такой окраской будут активны.

И дело, конечно, не в том, что каждый из двух сопостав­ляемых цветов способствует большей производительности труда, а в том, что при сочетании определенных двух цветов возникает такая совместная гармоническая их игра, кото­рая и обусловливает повышение активности работающего в этом помещении.

Какие именно цвета выбрать как исходные, зависит от личного вкуса или от цвета тех элементов (мебели, обору­дования), которые будут установлены в помещении. Напри­мер, при синей мебели и синих гардинах брать за исходные красный и зеленый цвета нежелательно, в данном случае ими могут стать ультрамарин и охра. Из этих двух цветов составляют ряд переходных тонов, из которых всегда можно выбрать два гармонически взаимодействующих тона. Эти тона практически всегда будут казаться серова­тыми, наподобие цвета слоновой кости, бежевыми, зелено­вато-белыми и т. п.

Каким окажется психологическое следствие при этой комбинации цветов? Человек, находящийся в окрашенном таким образом помещении, уже не будет проявлять свою собственную активность в стремлении найти гармонию между двумя рассматриваемыми тонами. Эти тона гармо­ничны сами по себе: об этом позаботился оформитель. Помещение в этом случае успокаивает.

Для помещения с мебелью и коврами интенсивного цвета такой прием подбора цветов является самым опти­мальным. Этот прием также годен и для тех помещений, где люди обычно пребывают длительное время. Но в помеще­ниях, предназначенных для специальных целей, например, рабочий кабинет, школа, больница и т. п., такой прием подбора цвета не годится. Принцип психологического цве­тового оформления требует, чтобы исходные цвета подбирались в соответствии с особенностью рабочего процесса в данном помещении. О том, как этот принцип в отдельных случаях можно осуществить, мы остановимся в практиче­ской части нашего изложения.

ЦВЕТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ

От человека, который охвачен паникой, трудно требо­вать, чтобы он был в состоянии логически думать. Следова­тельно, надо добиться того, чтобы при сложных обстоятель­ствах определенные действия совершались автоматически. Это достигается тренировкой. Способность пианиста все­гда попасть в соответствующую клавишу не есть результат внимательного рассматривания клавиатуры, наоборот, под­готовленный пианист не прикован глазами к клавиатуре. Здесь сказываются длительные тренировки движений рук и пальцев.

Точно такая же автоматизация движений требуется и при работе на машине, у станка. Движения рук происходят автоматически. В замешательстве рабочий не всегда сразу может опустить руку на выключатель или рычаг, чтобы остановить станок. Имея в виду подобные обстоятельства, следует по возможности эти детали станка окрашивать так, чтобы они выделялись и привлекали к себе внимание рабо­чего. Таким цветом, немедленно сигнализирующим тревогу в сознании рабочего, служит красный или желтый.

Цветом выделяют наиболее опасные места, участки. Установлено, что 80% несчастных случаев происходят не в результате технических неисправностей, а из-за недоста­точного внимания человека. Цветовое оформление не только помещения, но и станков, оборудования, инструмента позволит улучшить порядок в цехе. Чистота в произ­водственном помещении достигается не только в резуль­тате своевременной и тщательной его уборки, но и такой окраской машин и станков, которая сама принуждает сохранять чистоту. Машину, окрашенную в грязный цвет, чистят неохотно, как неохотно чистят сильно загрязненный велосипед. Новый, красиво окрашенный велосипед чистят до блеска. Кроме того, следует иметь в виду, что масляный налет на поверхности старой, но окрашенной в оливково-зеленый цвет машины действует не так неприятно, чем на машине, окрашенной в синий цвет.

Крайне важно обозначить определенным цветом про­езды и транспортные средства. Раньше на маленьких предприятиях, где доставка материалов и отправка готовой продукции производилась на ручных тележках, для рабочих не было большой опасностью зайти слишком далеко в глубь длинного проезда, по которому происходит транспортиров­ка. На современном же предприятии с моторизованным внутризаводским транспортом, скорость движения кото­рого постоянно возрастает, пути движения транспорта представляют для невнимательного рабочего постоянную опасность, тем более что при общем заводском шуме зву­ковой сигнал слышен не всегда.

Но не только рабочий должен быть защищен от опасно­сти. Водитель тоже должен быть освобожден от постоян­ного страха, что он может на кого-нибудь наехать. Сниже­ние же скорости транспорта будет отражаться на снижении общей производительности предприятия. Поэтому проезды и переходы должны быть четко обозначены белым или жел­тым цветом. Можно также в отдельных случаях весь проезд выкрасить в более яркие цвета. Транспортные средства должны быть окрашены в броские цвета, например, в оран­жевый или желтый с черными полосами. Такую же раскрас­ку следует применять на кранах и крановых тележках. Транспортные средства, на которых вывозят материал, тоже должны быть окрашены в цвета, предупреждающие об опасности. Внутренние поверхности кузова желательно окрасить в цвет, контрастный цвету транспортируемого груза.