Автомобили, редко выходящие за пределы предприятия, целесообразно окрашивать в цвет, соответствующий той работе, которую они выполняют. При транспортировке того или иного груза внутри предприятия каждую машину следует выделить особым цветом, чтобы рабочему было легче запомнить, какой груз в какую машину укладывать.
В определенный цвет должны быть окрашены ящики для производственных отбросов. Площадки, на которых они стоят, следует окрашивать в белый цвет, так как это психологически удерживает эти места от загрязнения. Другим цветом должны быть обозначены также те ящики, в которых собираются отходы, еще годные для дальнейшего потребления.
При цветовом оформлении производственных помещений надо исходить из особенностей самого предприятия: должны ли, могут ли все предложения о применении цвета быть применимы в деле обеспечения безопасности и порядка. Так, например, часто бывает целесообразно большой кран окрасить в цвет верхних железных конструкций и выделить предупреждающим цветом только кабину крановщика и рабочую часть крана, вместо того чтобы красить весь кран в красный цвет. Если движущиеся части станка не вызывают опасности, их не обязательно выделять особым цветом.
Относительно предупредительных и указательных обозначений, выполняемых при помощи того или иного цвета, следует сказать следующее.
Желтый цвет четко выделяется на фоне всех темных тонов и предупреждает об опасности, угрожающей как спереди, так и сбоку. Переходы обозначают ярко-желтыми полосами. Желтый цвет в сочетании с черным (в форме параллельных линий или большого круга на круглых кранах) обозначает: «Внимание!» при опасности столкнуться, упасть, споткнуться о ступеньки и т. п.; черным и желтым цветом можно обозначить боковые стороны лестницы, рамы низких дверей, выступающие углы, подъемники, разного рода движущиеся части и т. п.
Оранжевый цвет сочетает живость красного цвета и яркость желтого. Оранжевый цвет воспринимается дальтониками как четкий желтый тон. Оранжевый цвет обозначает: «Внимание. Опасность!» Незащищенные части машин, которые могут втянуть край одежды, или колющие, режущие, обжигающие части машин, могут быть окрашены в желтый или оранжевый цвет. Так же должны быть окрашены внутренние стороны защитных дверей, крышек, заслонок термостатов, шкафчиков с ядовитыми веществами. Эта окраска призывает: «Закрыт!» Дополнительно можно изобразить черные круги, чтобы еще сильнее привлечь внимание оранжевым цветом. Можно также рекомендовать окрашивать выключатели, масляные ниппели, кнопки включения и выключения и маленькие двигатели.
Красный цвет обычно является как бы противопожарным (рис. 24). Этим цветом покрывают противопожарные средства защиты и места их расположения.
Зеленый цвет служит на производстве для обозначения пунктов первой помощи и аптечек. На зеленом фоне помещают белый крест (рис. 25). Иногда в зеленый цвет окрашены помещения инженера по безопасности.
Белый цвет указывает, что место свободно, например, для укладывания груза. Белыми стрелами указывают направление движения. Белой краской покрывают места, где расположены урны и ящики для отбросов.
ЦВЕТ И ОСВЕЩЕНИЕ
Спектр солнечного света можно назвать полным, так как он имеет все цвета, от красного до фиолетового. Мы потому можем видеть окрашенную в тот или иной цвет поверхность, что она определенный цвет солнечного спектра отражает, а остальные поглощает.
Применяемые нами искусственные светильники обладают не всеми цветами солнечного спектра. Освещенные искусственным светом окрашенные поверхности дают нам не то представление о цвете, которое мы получаем при освещении их солнечным светом. Особенно поразительный эффект возникает при освещении светом натриевой паросветящейся лампы, которую иногда применяют в чадных, насыщенных парами цехах. Этот свет обладает видимыми лучами только в области желтого цвета. «Спектр» у него желтый и поэтому при освещении этим светом ни один цвет не отражается, кроме желтого. Пестрое цветовое разнообразие исчезает, и все приобретает черно-серо-белый тон.
Свет ламп накаливания, в особенности с применением желтого фильтра, содержит почти все цвета солнечного спектра. И все же свет лампы накаливания отличается тем, что сине-фиолетовый край спектра несколько укорочен, поэтому при освещении такой лампой фиолетовый цвет будет выглядеть несколько коричневатым, а синий — серым, но мы можем заметить это только тогда, когда объект будет освещен солнечным светом. Свет лампы накаливания кажется нам уютным и приятным, так же как свет свечи при дневном свете; когда этот свет в контрасте с дневным светом, он кажется нам несколько голубоватым.
Этот голубоватый и холодный контраст создает еще в большей мере люминесцентная лампа дневного света, которая может быть применена только при достаточной яркости. Ее применяют главным образом там, где дневной свет смешивается с искусственным, чтобы избежать эффекта двойного освещения. Лампы дневного света можно также рекомендовать там, где необходимо четко различать цвета. Очень экономична лампа белого освещения для больших цехов, а также для уличного освещения. Она излучает несколько холодноватый свет, и для его выравнивания необходимо окрашивать стены в теплые тона.
Желтовато-белый свет кажется всегда более теплым. Человек при этом освещении выглядит несколько лучше, чем при скучном освещении белых ламп и ламп дневного света. Желто-белый свет изменяет цвета очень незначительно.
Чистый свет ртутной выпрямительной лампы — бледный зелено-синий с несколько фиолетовым оттенком. При этом освещении красный цвет не передается, а оранжевый кажется желто-коричневым. Это освещение можно рекомендовать только в смешении со светом ламп накаливания.
ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. Рабочее место должно быть освещено так, чтобы само рабочее поле не было слишком ярким, а фон вокруг него слишком темным. Контраст быстро утомляет глаза. Гораздо лучше, если освещение будет мягкое, ровное, чтобы рабочее место выглядело достаточно пластичным и выразительным. Источник света следует располагать так, чтобы он бросал на рабочее место немного тени, так как при бестеневом освещении объект будет выглядеть плоским. При достаточном потолочном освещении можно не устраивать дополнительного освещения рабочего места. Вообще надо избегать световых контрастов! Глаз привыкает к разной степени яркости освещения, но не терпит сильных контрастов.
4. ИЗ ПРАКТИКИ ПРИКЛАДНОЙ ЦВЕТОПСИХОЛОГИИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Строительный отдел одного большого завода должен был восстановить помещение давно заброшенного формовочного цеха. Его фермы и стены были покрыты слоем грязи и пыли. Черные машины освещались одной единственной лампой на потолке, которая была настолько покрыта пылью, что отдавала только половину своего света.
Было решено цех побелить известью, а металлические конструкции окрасить в зеленый цвет.
Началась работа. Стены и потолки побелили известью, а находящиеся между ними металлические конструкции выкрасили в сочный зеленый цвет. Заодно выкрасили в такой же зеленый цвет два вновь установленных штамповочных станка. Ходовые части станков окрасили охрой.
Общая картина, сравнительно с тем, что было, стала более радостной.
Перед рабочими пестрили двигающиеся взад и вперед ходовые части машины, выкрашенные в ярко-желтый цвет, в то время как их глаза напрягались до крайности в поисках спокойного зеленого фона, хотя бы на соседней машине. Известково-белая стена слепила их, несмотря на зеленую панель, очень резко с ней контрастирующую. Панель ограничивалась коричневой филенкой, которая должна была дать понять, что находится выше нее, что — ниже.
Начальник был в высшей степени удивлен, когда пришедший эксперт-цветопсихолог задал вопрос:
— Ну, а где вы применили цветовую динамику?
Ему показали на решетки ограждений, окрашенные в желтый цвет, на черно-желтую окраску крана, красные масляные ниппеля, зеленые машины и опоры.
После этого произошел диалог, который стоит того, чтобы его привести.
Начальник. Вы не находите наш цех хорошим?
Эксперт. Почему зеленого цвета фрезерный станок?
Начальник. Он успокаивает.
Эксперт. Разве ваши рабочие так возбуждены?
Н а ч атт\Ь ник. Нет, но глаза не должны напрягаться...
Э к с п е р т. А вы не думаете, что контраст между зеленым и белым заставляет напрягаться гораздо больше? Почему вы выкрасили ограждающую решетку в желтый цвет?
Начальник. Чтобы никто не попал под ремень.
Эксперт. Разве ограждающая решетка так хрупка? Решетка предохраняет уже сама по себе, и много желтого цвета только создает беспокойство.
Н а ч а л ь н и к. Но вы бы видели этот цех раньше!
Эксперт. Здесь было, видимо, очень грязно и пыльно, но это было в прошлом! То же, что вы сейчас сделали, похоже на попытку создать здесь летний пейзаж. И вы его, кажется, действительно создали.
Начальник. Но производительность труда, я в этом совершенно уверен, повысилась.
Эксперт. На одном заводе мы пробовали лучшее освещение. И всегда, когда пробовали новое освещение, говорили: «Это лучше», и работали больше. Да! И они говорили и делали то же самое, когда только вывертывали старые светильники и затем ввинчивали их вновь.
Начальник. Это не делает вам чести!
Эксперт. Нет, это поучительно. Вы видите на этом примере, что суть дела здесь не во внешних, а во внутренних факторах. Надо дать почувствовать рабочим, что о них заботятся. Дело идет о настроении, с которым рабочие работают.