Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 12 из 21)

Начальник. Я знаю свое предприятие безусловно лучше, чем вы смогли изучить его за полдня.

Эксперт. Я плохо понимаю вас: здесь такой невероятный шум от станков.

Начальник. Я их почти не слышу.

Эксперт. Видите, как хорошо вы знаете свое производство?..

Затем эксперт приступил к составлению цветового эс­киза этого цеха.

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗА!

На одну фабрику поступило множество эскизов окраски цехов, из которых рабочие выбрали то, что им понравилось. Когда же окраска по выбранным эскизам была выполнена, она не понравилась и была осуждена почти единогласно, в том числе и теми, кто ее выбирал!

Вопрос об окраске не может быть решен общим обсу­ждением. Как врач не предлагает медикаменты на выбор, а назначает их, так и цветопсихолог должен быть всегда самостоятелен в своем решении. Дилетант не может представить себе воздействия цветов по одному эскизу. Только цветопсихолог может и должен дать полноценную динамику красок, они должны быть согласованы между собой так, чтобы малейшее изменение в них действовало как дисгар­мония.

В данном случае цветопсихолог подготовил свое пред­ложение. Директор А решил, по своему вкусу, что краски слишком слащавы, заместитель директора Б — что они слишком пестры, а ответственный В — что они слишком темны. Архитектор Г отстаивал свое собственное предло­жение, художник Д, не отрицая ценности предложения архитектора, требовал, чтобы проект был выполнен в цве­тах, не учтенных предварительной калькуляцией. Можно еще добавить, что инженер Е и старый мастер И вспомнили, что в течение 22 лет краски были другими, а рабочий К сказал, что администрация не знает, куда девать деньги.

Пробная окраска по проекту эксперта вызвала новые споры. В предложении было сказано, что металлоконструк­ции должны быть выкрашены в мягкий зеленый цвет, сте­ны — в нежный кукурузно-желтый, а потолок — в светло-желтый, который в металлических связях второстепенного значения переходит в желто-зеленый. Так как в зеленый цвет покрасили только одну ферму, а большую поверхность стены — желтым, то в результате все вместе показалось слишком желтым. Все раскритиковали, все изменили. И от концепции цветопсихолога ничего не осталось, так как у семи нянек...

Это недопустимо. Когда каждый критикует и вставляет свое слово, пробам не будет конца. Или должна быть дана настоящая динамика красок, или ничего. Или цвета должны быть до того между собой согласованы, что малейшее изменение в них действует дисгармонично, или они скомпо­нованы нехудожественно, и представляют собой только сумму слагаемых, которые можно произвольно менять местами. Но если предположить, что эксперт по цвету является не только квалифицированным психологом, но еще и хорошим художником, то он должен, конечно, запре­тить всякие переделки. Если же он легко меняет свой проект, то он плохой консультант. Знания цветопсихолога должны создать уверенность в том, что то, что он предла­гает, будет «смотреться» и все мелочи будут заранее преду­смотрены. Но вернемся к тому помещению, где уже нача­лась окраска.

НАЧИНАЕТСЯ ОКРАСКА

Помещение меняется под влиянием окраски. Оно было белым и серым, теперь оно стало светлым и красочным. Колонны, подчеркнутые цветом зеленой липы внизу, теря­ются в светло-лимонном цвете вверху. Несколько крупных кукурузно-желтых стенных плоскостей излучают свет напо­добие солнечных лучей; машины оливкового цвета как бы уплотняют помещение; среди них заметны рабочие столы; на асфальтовом полу выделяются цветные полосы доро­жек; тележки бросаются в глаза своими передними оран­жево-желтыми частями, гигантский кран теряется в желто-зеленых конструкциях, но становится сразу заметным, как только входит в зону, где он может быть опасным и т. д. Будка мастера, этот центр руководства, легко различима по своему бросающемуся в глаза цвету. Рабочие почувство­вали себя здесь действительно очень хорошо.

Итак, роль цветовой динамики производственных поме­щений — создать гармонию состояния человека с его рабо­той, повышение же производительности труда является лишь естественным следствием этого. Краски, призванные только стимулировать и подстегивать, никогда долго не сохранялись.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА. Чтобы убедиться в правиль­ном воздействии цвета на человека, следует предвари­тельно выкрасить его помещение минимум на два-три меся­ца. Только после этого можно внести соответствующие коррективы в цветовое оформление помещения.

В оценке цветового оформления имеет значение еще и привычка, но существуют хорошие и плохие привычки. Надо различать их. Мастер видит, насколько бережно рабо­чие обращаются с чистыми, окрашенными станками. Мы, например, слышали, как отчитывали одного рабочего, кото­рый схватился грязными руками за новую чистую дверь. Каждому радостно находиться в прекрасно оформленном помещении, и мы неоднократно убеждались в том, что инициатива к распространению цветодинамики исходила от самих рабочих.

— Когда, наконец, дойдет и до нас очередь работать в хорошо оформленном помещении? — спрашивали рабочие тех цехов, в которых не были еще созданы необходимые условия. Поэтому каждый руководитель должен делать все, что от него зависит, в отношении оформления производ­ственного помещения.

ПРЕДРАССУДОК И ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

На большой бумажной фабрике запроектировали цвето-динамическую окраску цехов. Технический директор этой фабрики не пожелал, однако, никаких цветовых перемен в «своем» цехе бумаги. Он мотивировал это тем, что в этом цехе зрительно должны различаться самые нежные нюансы цветов бумаги, что это возможно только в цехе, окрашенном лишь в белый и серый цвет. Здесь изготовля­лись большие листы бумаги — белые, желтоватые, зелено­ватые и т. п. Было далеко за полдень. Сквозь стекла верх­него фонаря проходил дневной свет, однако в цехе горели ртутно-выпрямительные лампы и лампы накаливания, т. е. свет был смешанный. Работницы так же, как и мастер, были уверены, что освещение у них в порядке и были в высшей степени поражены, когда им доказали, что тени в цехе с одной стороны синие, а с другой — оранжево-красноватые. В таких условиях трудно точно выдержать цвет. Различали здесь белую или тоновую бумагу только по привычке. Все было бы упрощено, если бы освещение было правильным! Чисто белый цвет далеко не нейтрален, и он создает разные цветовые рефлексы.

Решение вопроса об удачной или неудачной окраске помещения должно основываться на том, протекает ли теперь рабочий процесс лучше, легче или, наоборот, требует дополнительного расхода энергии; помогает ли цвет работе или тормозит ее; улучшает ли она человече­ские взаимоотношения или создает разобщенность и т. д.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ. На одном пред­приятии, несмотря на хорошее общее освещение, многие рабочие включали лампочки индивидуального пользования. Почему? Видели они хорошо, но хотели немного изолиро­вать себя в этом гигантском зале и создать себе уютное

индивидуальное освещение, чтобы сосредоточиться над своей работой или, при механической работе, отдаться своим мыслям. Конечно, это только наполовину осознан­ные рабочими аргументы, но часто они являются решающи­ми. Чтобы подчеркнуть необходимую изолированность в коллективе (человек не должен утонуть в массе!), часто прибегают к особого рода красочному оформлению. Гро­мадное помещение «охватывают» по концам теплой кра­ской стен, которая как бы суживает его, так что рабочий уже не чувствует себя потерянным в громадном помеще­нии. В этом сочетается, с одной стороны, совместная работа всего большого коллектива, а с другой — то, что каждый чувствует себя как бы «у себя», в «своем» помеще­нии1.

Можно создать для напряженной умственной работы эффективную изоляцию от машин или столов путем уста­новки цветных перегородок. Конечно, специальное осве­щение этих перегородок будет иметь здесь особое пси­хологическое значение. В больших учреждениях, где сотрудники «отделены» друг от друга только стеклянными перегородками, очень важно, чтобы деревянные части этих перегородок выделялись своей окраской на фо­не стены (желтым, например, цветом на синем фоне). Этим достигается такой же психологический настрой, как и при панельных перегородках. Кстати, на фабриках, где люди работают стоя, высота панели должна быть выше, чем в учреждениях, где работают в основном сидя.

ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ. Существует распростра­ненное мнение, что только основные производственные помещения следует окрашивать в цвета, соответствующие их назначению. Что же касается складов, кладовых, коридо­ров, лестничных клеток, комнат ожидания и т. д., то их можно окрашивать в любой цвет. Но что же собственно представляет собой лестничный вход или коридор, как не своеобразное место работы? И разве не должен на складе, где работает хотя и небольшое количество людей, царить порядок и наглядность, которые могут быть организованы с помощью цвета.

Важно, чтобы лестничная клетка была не изолирована в своей красочной выразительности, а в известной мере сообщалась с основной цветовой направленностью пред­приятия.

ОЧЕНЬ «ГРЯЗНОЕ» ПРОИЗВОДСТВО. Окраска грязного производства часто бывает затруднена, так как считают, что красить то, что все равно скоро будет испачкано, неце­лесообразно. Конечно, следовало бы подумать о возможно­сти оборудования грязных помещений отсасывающими устройствами, которые в большинстве случаев нужны как и любая рационализация. Если можно в литейном, в формо­вочном или кузнечном цехе действительно достичь того, чтобы устранять копоть или пыль (которые ведь и вредны), тогда можно утешиться тем, чтобы время от времени окра­шивать стены дешевой известью и только отдельные кон­структивные элементы покрывать предохраняющей кра­ской, которая хотя бы на вертикальных плоскостях была бы видна и действенна. Если же периодически обрабатывать покрывающуюся копотью формовочную, она все же дольше будет производить приятное впечатление, чем цех, который по причине того, что «нет смысла», превращен в течение десятилетий в клоаку.