Надо иметь в виду, что существуют определенные цвета, которые менее восприимчивы к грязи и это не только так называемые «краски для грязи», которые сами по себе уже имеют грязный и невзрачный вид. Окраска помещений в такие цвета заставляет рабочих чувствовать себя в них, как в аду. Например, мрачная оливково-зелено-коричневая краска невзрачна уже сама по себе. Напротив, даже покрытая слоем пыли синяя поверхность выглядит все же лучше, чем желтовато-грязная белая. Квалифицированные цветооформители могут даже использовать горизонтально лежащую пыль как элемент декоративного оформления. Так, например, установка по подаче песка выглядит очень привлекательной, когда желтовато-серый песок лежит слоем толщиной в палец на ее голубовато-стальных конструкциях; достигнутое этим сочетание двух цветов производит лучшее впечатление, чем если бы тот же слой лежал на элементах, выкрашенных в цвет, приближающийся к цвету песка, или даже в чисто-желтый.
В котельных или отопительных помещениях при окраске постоянно покрывающихся налетом и доступных для очистки элементов не следует забывать о кладке из кирпича или о сборных конструкциях. В печах большого ремонтного цеха, так же как и на фарфоровой фабрике, кирпичные и сборные конструкции в сочетании с хорошо подобранной краской воспринимались как украшение.
При необходимости окрашивания горячих печей и труб алюминиевой краской ее можно использовать как грунтовку, так как, например, синий цвет, нанесенный на оранжево-желтую грунтовку, выглядит очень выигрышно.
Но и там, где работают с черными или темными расплывающимися жидкостями, от которых сильно пачкаются стены, можно логично подобранным фоном стен и потолка, при совершенно определенном освещении, создать впечатление чистоты и гармонии.
Так как легче всего подвергается загрязнению пол, то следовало бы хоть там, где ступают пыльными ногами, создать такой цветовой рисунок, который устранял бы грязные следы. При этом уместно вспомнить, что цвет зеленого моха не более восприимчив к пыли, чем красно-коричневый. От сочной дополняющей окраски пола существенно выигрывают и машины, если они содержатся в чистоте.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. Не всегда видна связь роста производительности труда с цветовым оформлением. Иной раз найти эту связь невозможно. Нередко нет и возможности сопоставления. Следовательно, такие возможности должны быть созданы. Нужно только застраховать себя от причин ошибок. Известно, например, что каждое нововведение приводит вначале к повышению производительности труда (чтб при этом следует отнести за счет цветового оформления машины и что за счет окраски помещения?). Может быть, на рабочих местах были как раз в это время введены усовершенствования? Или производились перемещения кадров? Может быть, существенно изменился возрастной состав персонала? Назначили нового начальника? Далее — расчеты должны исходить из сопоставимых данных. Каждая вновь полученная цифра производительности труда может явиться следствием нового обстоятельного анализа перестройки производства.
Надо знать средние цифры возможных ошибок, проверить больничные листы, сопоставить между собой их содержание и т. п. Нужно проследить количественные и качественные затруднения, знать количество брака, учесть часы ночной работы, помехи, простои. К анализу должны быть привлечены врач или производственный психолог, инженер, мастер. Должна быть учтена также социальная структура предприятия. Может быть, следует провести и опрос. Можно использовать также и периодическую учебную литературу данного предприятия.
Конечно, основное — здоровье — представляется неподдающимся цифровому выражению, однако косвенно можно и здесь произвести измерение. Нужно правильно отразить в статистике такие явления, как заявления рабочих о перемещении, жалобы, продолжительность производственного обучения, уменьшение или увеличение брака, износа оборудования. Этому может помочь и внимательное наблюдение за ходом производства, а также и журнал работ мастера. Только цифровой материал полного ответа дать не может.
Гораздо эффективнее оказывается непосредственная картина рабочего ритма. Ритм современными техническими средствами обнаруживается автоматически, на любом рабочем месте, за любой период времени и записывается в виде диаграммы. Равномерность и неравномерность рабочего ритма отмечаются и фиксируются таким образом лучше, чем наблюдением. Мы должны признать, что на ритм рабочего процесса сильно действует именно цветовая динамика.
Усталость измерить непосредственно очень трудно, так как гальванические приборы, которые измеряют влажность кожи, не всегда легко доступны. Но получить косвенное представление об усталости можно по росту брака в конце рабочего дня и в начале (следствие того, что рабочий недоспал); по головной боли, слезам в глазах, мышечной боли. Специальные испытания в течение рабочего дня мешают рабочему процессу и потому нежелательны.
В ФРГ на фабрике кожаных перчаток были произведены исследования, которые показали рост производительности труда на 25 % только вследствие окраски машин и цехов. Другие фирмы отметили у себя еще более значительный рост, однако какая именно часть его является следствием окраски,установить не удалось.
В настоящее время не найдется ни одного руководителя промышленного предприятия, который отказался бы от введения у себя цветодинамической окраски.
ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОДИНАМИЧЕСКОЙ ОКРАСКИ. Многие предприятия ознакомились с цветодинамической окраской других фабрик и заводов. Они убедились в том, как велика действительная ценность такого цветооформления, при котором открываются настоящие источники жизни. Цвет — это сила и истинный источник внутреннего совершенствования человека, что обнаруживается прежде всего в восторженных отзывах об окраске, которая нравится и принимается с удовольствием. То, что она дает внутреннему миру человека, невозможно выразить ни словом, ни числом, т. е. так же как трудно выразить статистическими данными значение музыки для совершенствования души. Кто хоть немного поднялся над уровнем денежных интересов, поймет, что совершенно не безразлично, в каком окружении растет и работает человек. Ведь картины окружающей жизни глубоко откладываются в его сознании. На некоторых предприятиях уже понимают, что нельзя ограничиваться окраской производственных помещений, цветовое оформление следует распространять также и на жилище рабочих для создания их жизнерадостного настроения.
Замечено, что работницы более восприимчивы к цветам, чем их коллеги мужчины. Женщины чувствуют себя хорошо «стоящими на свету», чисто и хорошо одетыми, они увереннее в своих силах, настроение у них веселое. Для многих работа становится теперь удовольствием. Окрашенные в разные цвета машины радуют глаз. Если еще на предприятии будет заведена изящная спецодежда, то это совсем расположит к себе женщин-работниц. В результате — большие достижения в производстве. Одна пожилая работница уверяла, что цветовое окружение компенсирует ей натуральные краски, которые ее окружали раньше у себя на родине. Молодой рабочий рассказал, что теперь он встает раньше, чтобы быстрее пойти в «прекрасный цех». Мастер заметил, что после гудка рабочие не бросают сейчас так торопливо свои рабочие места, а тщательно убирают их. Даже те, которые раньше были настроены против окраски и с насмешкой отзывались о «попугаевом цехе», говорят теперь, что никогда больше не перейдут работать в «серое» помещение. Кто однажды прочувствовал, что значит цветовое оформление, тот уже не захочет его лишиться.
Весьма полезными для углубления восприятия цвета могут быть доклады о его смысле и сущности, которые хорошо организовать в свежеокрашенном цехе.
ПРОТИВ ШАБЛОНА В ОКРАСКЕ ЦЕХА И ЗАВОДА
На одной большой ткацкой фабрике издавна царствовала определенная схема окраски: панели стен — жемчужно-серые с черной филенкой, стены и потолки — белые. Это, безусловно, очень разумная и эстетическая схема. Но комнаты рабочих были окрашены точно по такому же образцу. Проживающим и работающим в этих помещениях казалось, будто они все время везде и всюду слышали одну и ту же хорошо известную, надоевшую песню. Один директор фабрики спросил нас, не следует ли окрасить упаковочные автоматы в разные цвета и назвать их именами, например: «Эмма», «Теодор» и т. д. Он думал, что введение имен улучшит отношение рабочих к машинам.
Автомат по упаковке — есть только автомат. Он должен создавать оптические условия для облегчения рабочего процесса. Если конвейер отличается по цвету от автомата, а в технологии фабрики доминируют еще и другие краски, тогда цветового разнообразия в цехе достаточно. В окраске фабричных помещений произвольным схемам места быть не должно.
МОСТОВЫЕ КРАНЫ. В большом цехе завода моторов — семь мостовых кранов. Раньше на этом предприятии работал только один кран оранжево-красного цвета. Этот кран красиво выделялся на фоне цвета липового листа и удовлетворял требованиям техники безопасности. Теперь эти семь кранов тоже захотели выкрасить в тот же оранжево-красный цвет.
Что при этом получилось бы? Ничего другого, кроме второй оранжево-красной крыши, а крышу-то хотели покрасить в нежно-желтый цвет! 1 Так как оранжево-красный цвет сильнее цвета зеленого липового листа, то кран подавлял бы крышу.
Выбрали краску светлее, более пастельного тона. Она не так бросалась в глаза и лишь немного выделяла из окружающей зелени конструкции крана.