В швейном цехе необходимо особое внимание обратить на цвет фона рабочего стола — поверхности, на которой происходит работа. Если быстрота движения материала под иглой не имеет большого значения, можно поверхности рабочего стола придать зернистую фактуру. Свет на такой поверхности будет рассеиваться и защитного устройства против ослепляющего действия света не потребуется. Такой способ окраски важен также и для швейных машин в целом. В этом случае можно рекомендовать серо-зеленую зернистую лакировку. Блестящие и движущиеся части должны быть закрыты футляром, который снимают только при вдевании нитки. Все приведенное здесь есть только отдельные примеры, а готовых рецептов для всех случаев дать невозможно.
ПОМЕЩЕНИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ СВЕТОМ. Такие помещения встречаются чаще всего на текстильных предприятиях. При изучении такого предприятия следует прежде всего установить, какую психологическую ситуацию создает работа в условиях постоянного искусственного освещения. Человеку не безразлична ритмическая смена дня и ночи. Если по условиям работы человеку приходится ночь превращать в рабочий день, а день — в освещенную искусственным светом ночь, то, вне сомнения, такое нарушение естественного ритма смены дня и ночи пагубно влияет на организм человека. Мы должны компенсировать в безоконном помещении отсутствие дневного света.
Специалисты по освещению утверждают, что белый люминесцентный свет содействует производительности труда, потому что заменяет дневной свет. Но все дело в том, что мы в данном случае понимаем под содействием производительности труда. Белый люминесцентный свет так действует на нервную систему человека, что заснуть при нем невозможно. Уютный же желтовато-оранжевый свет способствует росту творческих мыслей, хорошему настроению, если не прямому повышению производительности труда.
Ясно, что человек при искусственном освещении должен ночью так же бодрствовать, как и днем. Но может ли человек психологически выдержать продолжительность двух дней подряд? А если он работает в дневную смену, но в безоконном помещении, то представляется важным создать иллюзию дневного света. Это можно достигнуть не только ярким освещением, но и правильным размещением источников света и прежде всего созданием игры различных цветовых красок. Разве при дневном свете мы видим сочетание только черного и белого цвета, а не прекрасную игру разного цвета красок? И поэтому нам кажется важным помещение без окон окрасить в такие солнечные цвета, чтобы оно выглядело, как затененное место при ярком солнце.
Насколько болезненно ощущает человек отсутствие прозрачных стекол окон, мы могли наблюдать в одном большом химическом цехе. Работницы сидели в помещении с большими окнами, застекленными матовыми стеклами молочного цвета. Имелось в виду оградить работниц от вредно влияющего на зрение слишком яркого света (работницы жаловались, что у них перед глазами все время плывет молочный туман). Для улучшения условий их труда сделали в молочно-матовых стеклах небольшие прозрачные окна, через которые открывался вид на природу. Но как избавиться от молочного тумана? Возникла мысль о замене молочно-матового тона синим, получившим признание в оранжереях, где он предохраняет от избыточного облучения. Но фабрика — это не оранжерея. Здесь такой цвет способствовал бы пассивному настроению. Ультрамарин производит впечатление чистоты, кристальной ясности; это холодный цвет. В данном же случае надо найти противоположное: свет должен быть приглушенным, не должен создавать иллюзию далекого пространства и в то же время должен успокаивать. Остановились на желто-зеленом оттенке. Свет такого оттенка синтезирует солнечный свет и зелень (рис.28).
После перекраски окон «туман» стал мягче, теплее. Поглощение света при желто-зеленом цвете не хуже, чем при синем. Работницы почувствовали себя лучше. И еще одно преимущество зеленого света, которое может быть важным для химического предприятия: жиры при зеленом освещении не так быстро горкнут.
СОВЕРШЕННЫЙ ЦЕХ. На одном большом предприятии был создан учебный цех, в котором осуществили все наилучшее, что можно было сделать при помощи цветовой раскраски и использования особенностей внутренней архитектоники. В этом учебном цехе все было так изумительно окрашено, что когда молодые люди после обучения пришли в обычный цех, у них возникло такое чувство, что они пришли в замок, где волшебство исчезло и вместо исчезнувшего золота остался серый пепел.
Можно завидовать обучающимся в прекрасных цехах, но плохо, что красота цветов используется для создания ложного представления о том мире, с которым приходится встречаться в действительности. Учебный цех должен быть верным отражением действительности, но в одном он должен отличаться от обычного. Здесь в машине, станке отдельные части должны быть так выделены, чтобы обучающийся увидел в них живое существо, которое требует заботы и ухода. Масляный ниппель следует рассматривать как напоминание: «Не забудь меня напоить маслом!» Ручка рычага должна указывать: «Здесь ты должен взять меня рукой!» Зубчатое колесо или гладкий вал, в которые может быть затянута одежда, должны быть ярко окрашены и кричать: «Горе тебе, если ты будешь неосторожен и неаккуратен!» Рабочая часть машины должна выделяться цветом на основном фоне всей машины, причем лучше, чтобы она отличалась также и от сырья или деталей, которые на ней обрабатываются. При этом цвет рабочей части машины или фона, нз котором будет находиться обрабатываемый материал, не должен резко контрастировать с цветом обрабатываемой детали или материала.
Если оптически проверяются тонкие белые нити, то поверхность, на которой лежат эти нити, не должна окрашиваться в черный цвет. Лучшим для этой поверхности будет бархатный фиолетово-синий цвет, чтобы нити выглядели несколько желтоватыми и на них были бы видны недостатки. Пол лучше красить в более светлый тон. Это способствует чистоте помещения.
В одном учебном цехе ученики работали в чистых синих спецовках. Машины здесь были окрашены в светло-зеленый цвет, деревянные балки покрыты интенсивным синим лаком, стены — коричневатые. Тот, кто обладает чувством цвета, сразу заметит, что большое количество синего цвета не создает у ученика ощущения теплоты. Помещения, в которых работают ученики, должны быть окрашены в теплые, а не в холодные тона. Если в больших цехах преобладают стены цвета желтой охры, то в учебных цехах стены лучше делать оранжевыми. Не помешает, если, например, на потолке появится голубой цвет, потому что голубой наиболее приятен в возрасте 14—16 лет. Но можно допустить и светло-зеленый цвет,— переходный между краснцм для детского возраста и синим для взрослых.
В раздаточной цеха есть щиты, на которых висят инструменты. Можно часто слышать: «Куда опять девался ключ семнадцатый?» А почему бы собственно, не различать тем или иным цветом ключ и другие инструменты? Тогда их можно быстро находить, они будут видны издали. Мастер всегда будет знать, что одна группа рабочих работает с красным инструментом, другая — с синим. Инструменты определенной расцветки можно еще дополнительно разделить на группы, отмеченные цветовыми кольцами (рис.29).
Теперь о мастере. Рабочее место мастера должно быть при всех обстоятельствах подчеркнуто цветом. Например, в желтом помещении рабочее место мастера может быть окрашено в красно-коричневый или оранжевый цвет. Если помещение зеленое, рабочее место мастера можно окрасить в желтый цвет (рис.30).
Применением соответствующих цветов окраски можно содействовать организации порядка и безопасности в цехе. Щиты, окрашенные в оранжево-желтый или в броский светло-коричневый цвет, уже издали «кричат» о том, что такого-то инструмента на месте нет. Белыми линиями следует отграничить рабочее место от пути движения транспорта. Грязный цвет рабочего стола, верстака должен уступить бежевому цвету. Шкафы и выдвижные ящики следует окрашивать в различные цвета в зависимости от того, что в них хранится. Ящики для отбросов, корзины для бумаг должны быть окрашены так, чтобы они были ясно видны в помещении. Обрывки бумаг и окурки на полу исчезнут, если урны будут окрашены, например, в желтый цвет и расположены на белом квадрате.
Для поддержания порядка и ясного выделения на общем фоне тех или иных предметов следует фон и предметы окрашивать в разные цвета. Относительно небольшие весы среди больших рулонов бумаги и разных других предметов могут легко затеряться и потому должны быть выделены окраской, причем для окраски удобен теплый желтый цвет, конечно, если этот цвет не доминирует в заднем фоне этих весов. Объект, который по своему цвету сливается с задним фоном, выглядит совершенно неясно, как на рис.31: то ли это ваза, то ли очертание двух лиц. Для того чтобы этот объект правильно воспринимался, его следует окрасить в цвет, отличный от заднего фона.
Попытка указывать цвета оформления завела бы нас слишком далеко. Разнообразие производственных условий бесконечно. Оформитель должен сам обдумать и решить вопрос о подборе цветов, с тем чтобы цветовое оформление соответствовало специфике и условиям труда. Помещения для ручного труда лучше окрашивать возбуждающими и теплыми тонами. Сварочный цех, в котором температура высока, должен быть окрашен в цвета, противоположные яркому, режущему цвету. Здесь наиболее уместен мягкий розоватый цвет,, покрывающий стены до самого потолка. В помещении, где обрабатывается дерево, стенам лучше придавать сине-зеленый цвет, чтобы дерево выделялось на этом фоне.