В пекарнях наряду с белым цветом должен преобладать нежный и холодный синий цвет, чтобы цвет муки казался несколько теплее и прикосновение к ней было бы приятнее. Известно, что к предметам, окрашенным в холодные белые цвета, прикасаются менее охотно, чем к окрашенным в теплые тона. Но для пекарни синий цвет предпочтителен еще и потому, что он несколько «охлаждает» атмосферу и как бы содержит в себе требование чистоты. Точно так же в мясоперерабатывающих цехах наряду с белыми или светло-сине-зелеными (но только не красными) машинами желательно для окраски нижней части стены избрать холодно-зеленый тон, на фоне которого мясо различается ясно и выглядит свежим. По этой же причине и в магазине нельзя развешивать туши мяса на стене, окрашенной в красный цвет. Мясо потеряет свой свежий вид. В лабораториях производственных предприятий пол и стены следует окрашивать в светлые тона; потолок — в довольно интенсивный желтый цвет. Желтый цвет потолка будет осветлять другие поверхности помещения.
Там, где применяется большое количество стеклянной посуды (реторты, колбы и т. д.), следует иметь в виду, что желтый цвет выгодно выделяет стекло и создает интересную цветовую игру потолка и стен. Прозрачное стекло в свете отраженного в нем цвета становится более видимым. А ведь часто причиной боя стекла является его излишняя прозрачность. Если стены желтоватые, а потолок голубой, края стеклянной посуды кажутся голубоватыми, и она отличима от фона. Однако если в посуде содержится желтая жидкость, важно выбрать такой фон, чтобы цвет жидкости не сливался с этим фоном. Этб достигается окраской стен в нежный зеленый цвет, а потолка — в розовый. При такой окраске содержание колб и реторт легко различимо.
Глянцевая поверхность и отблески от блестящих предметов часто вызывают у цветопсихолога трудности в подборе цветов оформления. Так, например, в цехах, где обрабатывается блестящая жесть, алюминий или цинк, очень важно придать глянцевитости и блеску материала цветовой эффект. Этот цветовой эффект может быть достигнут отражением световых лучей от потолка, окрашенного в соответствующий цвет. Если потолок, например, красноватый, то и металл кажется красноватым. На фоне стен, слабо освещенных и окрашенных в зеленый цвет, металл отсвечивает красным цветом еще сильнее. В цехах, где полируется серебро и где от его отблеска возникает утомляющее глаз перенапряжение, этот принцип отражения цвета и контраста с фоном должен особенно приниматься во внимание. На желтом бархате серебро кажется синеватым, на зеленом фоне — красноватым, на красном — зеленоватым. Если же мы хотим, чтобы серебро казалось золотистым, необходимо положить его на бархатный синий фон.
НЕБОЛЬШИЕ «ВОЛШЕБСТВА» С ЦВЕТОМ
Совершим небольшое волшебство составлением контрастных цветов. Это не только занимательная игра. Мы, например, иногда слышим, как жалуется парикмахер: «Почему все дамы стремятся попасть именно в эту кабину, в то время как четыре другие пустуют?». Ответ ясен: четыре кабины освещаются светом люминесцентных ламп, а в одной — свет лампы накаливания. И как раз в эту кабину стремятся попасть дамы, хотя надо признать, что различаются цвета волос лучше при «дневном» свете.
Сравним два разных освещения. Свет лампы накаливания имеет определенный оранжевый оттенок, а «дневной» свет — голубоватый. Трубки «дневного» света расположены справа и слева от зеркала, и таким образом, когда клиентка смотрит в зеркало, у нее мерцает перед глазами. Если от этого мерцания еще может защитить абажур или ширма или расположение самой лампы не сбоку от зеркал, а наверху, то от холодного света, источаемого этой лампой, света, при котором лицо кажется бледным и каждая морщинка подчеркнута, а красноватый цвет волос становится карминно-красным, ничто помочь не может. Есть только одно средство — убрать это освещение.
Конечно, идеальным для процесса окрашивания волос было бы, если с помощью соответствующего освещения можно было показать, как окрашенные волосы будут выглядеть при дневном освещении и как ночью при искусственном. Такие многоцветные осветительные трубки сейчас только создаются. А пока приходится устанавливать лампы, которые дают мягкий теплый свет, приятно освещающий лицо, и в то же время, в противоположность свету лампы накаливания, дают возможность хорошо различать цветовые оттенки окрашенных волос.
Помещение, в котором посетители ожидают своей очереди, следует несколько выделить соответствующей окраской. Если на стене повесить драпировку зелено-синего цвета, а на противоположной стене — зеркало, то лицо в зеркале будет видно на этом фоне. Лицо следует осветить противоположным цвету фона красноватым светом, чтобы «поднять» цвет лица. И, вообще, будет правильным при окраске салона в сине-зеленый, голубой или серо-синий цвет окрашивать потолок в контрастный розовый цвет.
В ф о й е театра, в салоне мод, в примерочной швейного или мехового ателье следует уделять внимание «поднятию» цвета лица контрасностью и отражением цвета.
Опытным путем мы добились хорошего результата в смешении освещения: дневного света лампы с теплым светом лампы накаливания. Упомянутые помещения должны быть оживлены зелено-синими или синими драпировками или окраской стен в эти цвета. Эти цвета надо контрастировать красноватым цветом потолка.
В театральном фойе можно, например, стену, в которой находятся входные двери, окрасить в красноватый цвет, другие стены—в синеватый или сине-зеленый, а потолок— в цвет, приглушающий созданный контраст,— солнечно-желтый. В зеркале, висящем на передней стене, окрашенной в красноватый цвет, лицо будет казаться оживленным от красноватых отблесков как контрастных синему цвету противоположной стены. Изменение предложенного порядка цветов, в которые окрашены стены, будет архитектонически бессмысленным, так как тогда синяя стена с дверьми будет приковывать к себе взгляд, а другие, теперь уже окрашенные в красноватый цвет, будут излишне подчеркивать ограниченность, замкнутость помещения. Значит, правильная последовательность цветов окраски психологически очень важна.
Приходится иногда слышать такое, более или менее сочувственно высказанное, замечание: «Вы сегодня что-то плохо выглядите!» И очень часто это впечатление вызвано неправильным сочетанием цвета и освещения. Поэтому правильное сочетание цвета и света не только приятно подчеркивает цвет лица, но имеет и чисто деловой смысл. Идет ли речь о заводском помещении, столовой или зале, где происходит праздничное торжество — всюду соответствие цвета и света имеет важное значение.
В столовой пропадает аппетит, если кофе, освещенный лампой дневного света, выглядит зеленовато-коричневым, а печенье — оливково-желтым. Эти неприятные «цветовые эффекты» исчезают при теплом свете лампы накаливания.
Излишнее количество синего цвета в помещении создает синеватый холодный свет, в особенности, если в цветовом оформлении применяется еще и белый цвет. Помещения буфетов и столовых должны быть приятным цветовым оазисом среди цехов, подчас окрашенных в скучные блеклые тона. Для поднятия настроения человека, для отдыха во время его пребывания в столовой огромное психологическое значение имеет ее правильная окраска и освещение. Столовую, которая часто служит и залом для проведения собраний и торжеств, лучше окрашивать в оранжевый, розоватый или желто-зеленый цвет. Вспомним, как аппетитен цвет абрикоса и персика, поэтому будет правильно использовать его в оформлении столовой. Применение синего цвета может лишь подчеркнуть впечатление чистоты, но он не может ничего дать для повышения аппетита. Зеленый цвет сам по себе тоже не подходит для столовой, и не следует превращать пространство столовой в зеленый луг, но вряд ли покажутся приятными и кроваво-красные стены.
Столовые на предприятиях часто устраивают в производственных помещениях, например, в бывшем цехе. Цветовой оформитель должен знать, как лучше использовать архитектурные особенности этого помещения. Так, например, ряд колонн посередине помещения зрительно делят его на две части. Это создает впечатление тесноты и отграниченности. Было бы гораздо лучше создать цветовой окраской деление помещения на отдельные части, нечто вроде ниш, так как посетитель столовой любит располагаться в укромных местах. Можно окраской колонн в легкие светлые тона сделать их для глаз не столь выступающими и назойливыми. Несущие верхние части колонн следует окрасить в тон, близкий к потолку, и это тоже будет способствовать смягчению впечатления от колоннады.
Нужно быть очень осторожным при окраске столовой. На одном предприятии подобрали для стен красивый серый тон, который противопоставили терракотово-красному тону колонн. На эскизе эта комбинация цветов казалась живой, приятной и веселой. Однако при окрашивании стен полного соответствия с эскизом не получилось — окраска приобрела избыточный зеленый оттенок. Желая исправить ошибку, добавили английскую красную краску, но сверх меры. Тон получился фиолетовый.
Условия и возможности для цветового оформления очень разнообразны и поэтому схематических, пригодных для всех случаев рецептов нет.
ОКРАСКА КОНТОР И УЧРЕЖДЕНИЙ
Что следует иметь в виду при подборе цвета для окраски помещений учреждений? Если здание управления или учреждения находится, скажем, в парке или вблизи луга, поля, то не следует брать для оформления помещений зеленый цвет, которого за окнами и так достаточно. Но если здание находится где-то в городе, среди улиц, лишенных зелени, необходимо при оформлении как можно больше использовать и светло-зеленый и солнечно-желтый цвет. Хорошо каждому этажу придать определенный характер цветовой окраски. Это позволяет быстро ориентироваться человеку, если, например, в помещении дирекции пол окрашен в коралловый цвет, в рабочих комнатах — в зеленый, коридоры, связывающие между собой деловые комнаты,— в синий и т. д., а также если и потолки выкрашены в соответствии с цветом полов. Возможности разнообразия в оформлении безграничны. При оформлении помещений следует также учитывать, на какую сторону выходят их окна — на южную или северную.