Применение цветового оформления, способствующего обеспечению порядка и безопасности в больнице, может иметь широкие возможности. Белым в сочетании с черным цветом можно обозначить вход в лифт. Приборы, для вызова врача, сестры могут быть также обозначены белым цветом.
Бесконечно разнообразны приемы психологически правильного цветового оформления палаты. Так как нет возможности точно группировать больных по роду болезней, то цветовое оформление палат в зависимости от характера той или иной болезни может быть выполнено только в отдельных палатах. Но всюду нужно сочетать такие краски, которые вызывали бы приятное и успокаивающее настроение; такие сочетания психологическим воздействием на больного способствовали бы его выздоровлению.
Необходимо по-разному окрашивать помещения разного назначения: например, палаты и процедурные.
Палаты для детей должны по своей окраске отличаться от палат для старых людей. Старые люди легко мерзнут, часто жалуются на холод. Окраску палат для них не следует делать очень яркой, а потолок белым. В палатах для старых людей должны преобладать теплые желтые тона, иногда с оранжево-красным акцентом, и приятные зелено-желтые тона.
Детям, напротив, требуются «громкие», с точки зрения взрослых, может быть, даже излишне резкие тона. Одну детскую клинику мы оформляли преимущественно двумя красками — зеленой с примесью желтой и розовой. Совсем маленькие дети воспринимают только два цвета: черный и белый. Лишь с трех лет дети начинают различать также синий и желтый цвет. Способность различать зеленый и красный цвет возникает только на четвертом году жизни, а часто и гораздо позднее. И хотя уже в школьные годы дети различают все цвета, но отношение детей к цвету отличается от отношения к цвету взрослого. С трех до семи лет дети постепенно начинают различать все цветовое многообразие, хотя как мы уже раньше говорили, самым любимым их цветом является красный. Склонность к зеленому цвету возникает обычно только после девяти лет (между 9 и 12 годами). И все же не следует исключать зеленый цвет из окраски палат, в которых находятся младенцы. Зеленый цвет имеет объективное значение, так как в контрасте с красным он создает такое цветовое окружение, которое благоприятно влияет на ребенка. Точно также закономерно использовать такую контрастную пару цветов, как зеленый и розовый цвет. В розовый цвет хорошо выкрасить потолок. Оконные рамы хорошо покрыть желтым, чтобы подчеркнуть солнечный цвет.
В родильном доме в палате грудных детей мы рекомендуем преимущественно розовый цвет. Науке еще многое неизвестно о представлениях и ощущениях ребенка.
Однако младенческому возрасту красный и розовый цвет одеяльца и постели столь же свойственен, как и взрослому — зеленый, который рассматривается как цвет заботливости, отражающий «мать-природу». В применении этих цветов надо исходить не из общепринятых законов в искусстве, а из соображений оздоровительного психологического воздействия цвета на больного ребенка.
Мы должны рассматривать цветовое оформление детской клиники в известной мере как заменитель светового облучения. Доказано, что свет действует на анализаторы. Он является специфическим раздражителем колбочек и палочек, проводит раздражение в кору головного мозга и далее по вегетативной нервной системе к железам внутренней секреции.
Нужно, без сомнения, признать, что голубой цвет успокаивает; это цвет, который активен в своей пассивности, т. е. такой, который освобождает от повышенных нот в обращении с людьми и вводит больного в область внутренних представлений. Этот цвет следует поэтому применять там, где больному следует обеспечивать покой. При исследовании, например, основного обмена веществ больной должен находиться в абсолютном покое. Ничто не должно напоминать ему о еде. Наоборот, пусть обстановка на какое-то время располагает ко сну. Поэтому исследуемый должен лежать в голубой палате или, по крайней мере, в комнате с голубым или серо-голубым потолком.
Кабинеты электрокардиографии и электроэнцефалографии должны быть также окрашены в невозбуждающие сочетания красок, так как каждое возбуждение искажает данные измерения. В этих кабинетах можно окрасить стены в голубоватый цвет, а потолок в нежный фиолетовый, т. е. пойти на то, чтобы сочетание цветов было признано безвкусным1. Ведь главное здесь — то действие, которое эти цветовые сочетания оказывают и которое может подтвердить каждый, кто однажды переступил порог такой комнаты.
Сегодня опытных данных еще слишком недостаточно, чтобы можно было рекомендовать что-то определенное. Но интуиция в цветовых сочетаниях позволяет нам быстрее пройти длинный путь эксперимента. Сейчас, например, ясно, что в комнате, в которой больного испытывают на «карусели», нельзя вешать красно-белые маркизы, так как при вращении у него могут появиться дополнительные впечатления, вызывающие ошибки. Нужно, следовательно, всю комнату окрасить в однообразный темный цвет. Самым подходящим является зеленый, так как он — продукт полного смешения оптически враждующих желтого и синего.
Особые вопросы встают при цветооформлении кабинетов светотерапии. Здесь мы рекомендуем цветопсихологу самому пройти курс облучения, чтобы на себе проверить все ощущения, соответствующие лечению. Он нашел бы большое поле деятельности для разрешения множества вопросов.
Как надо красить родильную палату? Исходить следует из следующих соображений: женщина возбуждена, она радуется тому, что у нее будет ребенок, но вместе с тем волнуется за благополучное разрешение. Поэтому в оформлении палаты следует применять цвета успокаивающие, приятные, отвлекающие психику женщины от любого страха.
Передняя комната и комната ожидания должны быть окрашены в голубой цвет, при этом потолок может быть окрашен в приятный солнечно-желтый цвет. Оформление палаты, в которой находится роженица, должно помочь женщине быть мужественной и активной. Поэтому здесь уместен не синий цвет, а теплый оранжевый, цвет абрикоса. Пол может быть окрашен в болотно-зеленый цвет. Он производит приятное впечатление, напоминает о природных цветах и действует охлаждающе. Этот цвет может быть повторен и при окраске потолка, но в несколько более светлом тоне. Такое сочетание тонов не будет повторять цветовое оформление операционного зала.
После родов женщина переживает радостное чувство материнства. Теперь уже нет надобности в каком-либо динамическом элементе, не нужен стимул, способствующий повышению активности, но в то же самое время не следует создавать атмосферы расслабленности. Общая окружающая роженицу среда должна укрепляюще влиять на ее психику. Для оформления палаты лучше всего соответствует статическая цветовая пара — пурпурный и зеленый. Стены следует окрашивать не в чисто пурпурный цвет, а в цвет красноватого персика. Этот цвет желательно оживить окраской потолка светло-зеленым цветом.
Цвета должны способствовать процессу выздоровления. Если, например, применяется гормонотерапия, следует твердо помнить тот экспериментально доказанный факт, что освещение длинноволновыми лучами вызывает усиленную работу желез, выделяющих гормоны. Поэтому надо учитывать, что использование красноватых тонов, содержащих оранжевые компоненты, действует возбуждающе.
В послеродовой палате следует применять не зеленый цвет, а «сухие» теплые тона, при которых выздоровление идет быстрее. Зеленый же цвет рекомендуется для всех прочих больничных палат. В тех случаях, когда речь идет об укреплении сна больных, необходимо использовать в окраске ультрамариновые тона. Эти тона, в особенности тона зелено-синего оттенка, также рекомендуются для успокоения возбужденных больных.
Относительно операционной следует прежде всего учитывать, что цвет ее окраски для оперируемого больного значения, по-видимому, не имеет, поскольку он обычно находится в ней под наркозом, но для врачей и сестер — имеет. Вряд ли окраска стен и потолка в сверкающий белый цвет правильна. Избежать ненужной зрительной утомляемости врачебного персонала и высокой температуры в операционной можно наряду с применением мер по созданию искусственного климата также и соответствующим подбором цвета операционной. Исходя из этих соображений можно рекомендовать для операционной устройство очень высоких панелей, облицованных метлахскими плитками смешанного светлого зелено-синего тона, который отражает до 60% световых лучей. Верхнюю часть стен и потолок можно окрасить при этом в этот же цвет, но более светлого тона, он отражает до 75% световых лучей. Пол может быть темно-серым, он отражает 5% лучей.
Слишком блестящие белые операционные халаты могут быть с большой целесообразностью заменены халатами темно-сине-зелеными (отражающими 8—10% световых лучей). Такая замена рекомендуется также и для простыней и покрытия операционного поля.