В кабинете зубного врача можно также рекомендовать заменить белые салфетки салфетками разных неярких пастельных тонов, которые не будут отражать много световых лучей и более удобны для работы зубного врача.
В комнатах со стенами приятного желтого цвета или добавлением к нему светло-зеленого или голубого тона уменьшается страх пациента. Нужно избегать резкого света лампы или ослепительно белых простыней, так как это может вызвать самогипноз или привести к обмороку. Столы и шкафы в зубоврачебном кабинете могут быть окрашены в светло-зеленый цвет, который создает впечатление покоя.
РЕСТОРАНЫ, СТОЛОВЫЕ, КАФЕ
Известно, что процесс усвоения человеком пищи связан с его психическим состоянием. Какая-либо неприятность, причиненная человеку во время еды, вызывает в нем досаду, приводит к тому, что обед кажется уже не таким вкусным. При хорошем настроении человек ест с аппетитом. Аппетит и голод не одно и то же: голод означает, что желудок пуст и требует заполнения безразлично какой пищей. Аппетит же означает физиологическую и психическую готовность к принятию пищи и питья. Поэтому окружающая среда играет большую роль в возбуждении аппетита. Когда, например, на рекламном плакате изображено пенистое пиво на синем фоне, то это сочетание красок правильно не только потому, что оно удачно передает цвет пива, но и потому, что оно возбуждает желание пива как средства утоления жажды, освежающего напитка в утомительную летнюю жару. Поэтому также и столовая, правильно цветопсихологически оформленная, более благоприятствует аппетиту, чем столовая, просто декоративно раскрашенная.
Следующий пример показывает, как не должно быть окрашено помещение столовой. Деревянная панель или панель, окрашенная под цвет дерева, и такого же цвета столы и стулья; стены известково-белого цвета; потолок тоже белый; освещается помещение лампой дневного света — такое помещение кажется пустым и безвкусным. Пиво и кофе благодаря лампе дневного света, принимают зеленоватый оттенок. Печенье, булочки кажутся грязноватыми, серо-желтоватыми. Белый цвет отбивает аппетит.
Помещение столовой должно отвечать, по крайней мере, следующим условиям: пришедший в столовую должен чувствовать уют. Освещение не должно убивать цвет его лица.
Оно должно освещать еду и питье так, чтобы они казались аппетитными. Цвета окраски стен, пола и потолка не должны быть холодными, а наоборот, создавать впечатление теплоты. Не следует окрашивать стены в холодный синий цвет, напротив — в желтоватый, красноватый тона, оранжевый, абрикосовый цвета. Все эти цвета создают настроение, с которым человек аппетитно ест, в особенности, если эти цвета удачно сочетаются со светлым пастельным зеленоватым цветом. Так, потолок может быть окрашен в сочный терракотовый цвет, но может быть также и кораллово-красным. Выделение колонн другим, по сравнению с цветом стен, цветом может быть оправдано лишь в том случае, если оно создает впечатление отдельных уютных уголков. В зависимости от расстановки столов решается вопрос, должны ли колонны путем окраски выступать, выделяться или, наоборот, оптически скрадываться.
Для оформления зала столовой или ресторана все натуральное (дерево, камень, ковры, металл) более пригодно, чем имитация.
При оформлении кафе подбор цветов может быть очень разнообразным. Стены можно окрасить в цвет красного вина или в фиолетово-серый, что можно гармонически дополнить окраской потолка в светлые тона. При оформлении помещения кафе иногда применяется цветовое выделение дорожек на полу, мест, где расположены столы, разная окраска входных и выходных дверей и т. д.
В помещении, где танцуют, надо иметь в виду, что танцевальная площадка требует такой окраски, которая соответствует атмосфере движения танцующих. Хорошо сочетать в этом случае светло-желтый цвет с черным или контрастирующим сине-черным. Хотя красный цвет оживляет и возбуждает, все же злоупотреблять этим цветом не следует. Разгоряченные танцующие пары будут себя чувствовать хорошо в свете, который отражает, скажем, окрашенная в синий холодный цвет стена.
ГОСТИНИЦЫ
При оформлении комнат гостиницы тщательный подбор цветов особенно важен. Следует избегать того скучного однообразия и той безвкусицы, которые всегда были характерны для номера в гостинице. Нужно, чтобы посетитель, входящий в гостиницу, почувствовал удовольствие и подъем от красивых сочетаний красок. Общий вид номеров должен, конечно, отличаться от обычного оформления комнаты в квартире, и это оправдано: гость в гостинице пребывает сравнительно недолго и ему должно быть приятно и радостно.
Контрастные цвета «увеличивают» энергию и создают впечатление динамики. Если, например, вход окрасить в желтый и синий цвета, как в настраивающие на деловой лад, то уже в холле можно эффектно сочетать золотисто-желтый и красный цвета.
Длинные коридоры могут быть окрашены в разные цвета. Пусть коридор имеет в основном синие стены, а в конце, где он заканчивается выходной дверью или дверьми в места общего пользования, он может быть окрашен в светло-желтый цвет. Лестницы эффектно окрашивать в разные цвета на каждом этаже. Многочисленные двери хорошо оформлять с выделением цвета наличников и т. д. При оформлении в гостинице номеров следует иметь в виду, что номера, выходящие на южную сторону, должны быть окрашены в более холодные тона по сравнению с номерами, выходящими на северную сторону. Потолки не должны быть белыми. Хорошо воспринимаются потолки розоватого цвета (цвет утренней зари) или небесно-голубого. Стены в гостинице не следует окрашивать в один цвет. Комнаты имеют разное назначение — для сна, для работы и т. д. и, конечно, совершенно естественно окрашивать стены около кровати например, в желтый или красновато-желтый цвет; а стенам с окнами необходимо придать более светлый тон, причем обязательно надо выдержать гармонию с цветом потолков.
Ванная комната в гостинице может быть оформлена, как это теперь принято, контрастными по цвету черными и розовыми кафельными плитками. При выборе цвета для окраски стен ванных комнат следует остановиться на так называемых морских цветах — солнечно-песочном и синевато-зеленом. Цвет полотенец должен соответствовать общему цветовому оформлению ванной комнаты: если она облицована черным кафелем, полотенца могут быть розовыми или белыми, если она окрашена в зелено-синий или солнечно-желтый тон, полотенца могут быть тепло-желтого или зеленого цвета.
МАГАЗИНЫ
Если товар в магазине освещен неправильно, нечего удивляться, что покупатель не испытывает желания его купить. Известно, что при правильном показе товара и достаточно наглядной витрине покупатель быстро решается на покупку. Могут сказать, зачем нужна реклама, если покупатель заранее знает, что ему надо купить? Но это не так. Указатель, плакат, реклама, извещение о наличии товаров — все это в значительной степени располагает к покупке.
При размещении товаров в магазине на прилавках и в витрине надо помнить не только о том, чтобы класть товар на соответствующий по цвету фон, но и о том, чтобы этот фон не был слишком ярким и не ухудшал бы вид товара. Нельзя, например, позволить, чтобы на хлебобулочные товары падал синий свет фона. Освещение товара должно подчеркивать его естественный цвет, а не изменять.
Не всегда есть возможность расположить красные фрукты или другие товары красного цвета непосредственно на зеленом фоне. В таком случае надо стремиться к тому, чтобы зеленый фон находился позади и вблизи этого товара. Можно также достигнуть контраста красок совместным расположением товаров, например красных томатов и различной зелени.
Колбаса, ветчина и т. п. выглядят на зеленоватом или сине-зеленом фоне гораздо аппетитнее, чем на белом. Разумеется, нет необходимости давать указания по поводу каждого вида товара2. Надо усвоить основные законы цветопсихологии: в каждом отдельном случае принимать правильное решение по оформлению магазина вообще и по правильному размещению товаров в частности.
Конечно, огромное значение имеет правильная окраска помещения магазина. В магазине, окрашенном в белый, черный или серый цвета, покупатель долго не задерживается. Не следует злоупотреблять холодными тонами: большое удовольствие покупателю будут доставлять теплые тона.
Хорошо сочетаются серый и красный цвета при интенсивно окрашенном потолке. Там, где выставляются пестрые товары, прилавки целесообразно окрашивать в нейтральные серые цвета. Если стены окрашены в спокойные тона, потолок может быть более красочным. В магазине с интенсивным движением покупателей цветовое оформление лучше всего выдержать в нейтральных спокойных тонах. Красный или красно- коричневый цвет пола влияет сдерживающе, в то время как светло-серо-голубой цвет наоборот— настраивает на более строгое движение. Болотно-зеленый цвет пола создает впечатление мягкости.
Определяя сочетания красок, надо помнить, что зеленый цвет (цвет растений) «излечивает» резкий красный цвет, светлый желтый цвет потолка нейтрализует синие и красные элементы цветового оформления. Нельзя все красить в один и тот же цвет. Глаз, воспринимающий всюду один и тот же цвет, привыкает к нему. Вот почему необходима смена цветовой окраски и сочетание разных цветов.
В больших универмагах покупатель быстрее находит нужный ему отдел, если каждый отдел окрашен в свой основной цвет. Этот основной цвет должен хорошо сочетаться с другими цветами окраски. Основным цветом могут быть окрашены стены, либо прилавки, либо колонны. Очевидно, есть соответствие между розовым цветом и отделом детских товаров, между зеленым цветом и спортивными товарами, но и раскраска путем закрепления за каждым отделом своего определенного цвета даст также возможность покупателям ориентироваться в расположении отделов при помощи цветового оформления. Окрашивая пол на каждом этаже в свой особый цвет, можно помочь покупателю автоматически определить, на каком этаже он находится.