Подсобные помещения в магазинах, так же как и уголки отдыха, читальни, столики и витрины для продажи книг, должны быть отделены цветом окраски от всего цветового оформления магазина.
Свои, доминирующие, цвета окраски должны иметь не только отдельные отделы универмага, но и целые специализированные торговые учреждения. С другой стороны, одинакового цветового оформления в аптеке и в мясном магазине не должно быть, так же как, например, в Доме текстиля и в москательно-хозяйственном магазине. Основные цвета подбираются так, чтобы в контрасте с цветом и характером товаров выигрывал цвет товара. Так, в мясном магазине выложенная кафелем, по крайней мере, одна стена должна быть сине-зеленая, другие могут быть покрыты нейтральными светлыми тонами. В магазине, торгующем металлическими товарами, много блестящих предметов и поэтому задняя стена должна быть окрашена в темно-синий цвет. Для других стен может быть выбран желтый или красно-желтый при голубом или белом потолке. Желтый и синий более пригодны для технических хозяйственных товаров.
Общее оформление парфюмерного магазина должно у покупателя вызывать ассоциацию со всем, что относится к уходу за своим телом, со всем, что связано с косметикой. Сочетание нежного бирюзового цвета с розовым напоминает об уходе за кожей, напоминает о приятных запахах.
Также и в парикмахерских следует обратить внимание на применение в окраске «нежных» тонов, но при этом особое внимание следует уделять правильному освещению, потому что посетитель не хочет плохо выглядеть. Очень удачно здесь применение рефлексирующей блестяще-красной поверхности (потолка или стены) в сочетании с темным зелено-синим фоном (для этого можно использовать, например, драпировки). Особенно осторожным надо быть с освещением: лампы дневного света, расположенные вертикально по бокам зеркал, не годятся: неприятно постоянное мерцание и блеск, многократно отражающийся в зеркалах. Предпочтительны лампы накаливания с их теплым цветом.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Театр, как храм муз, может быть оформлен очень нарядно. Издавна люди считали, что оформление в пурпурно-красный цвет с золотом достойно самого Юпитера, что в этот цвет должен быть одет и судья, и король, и пастор. Но нужно быть крайне осторожным в применении такого оформления и применять эти цвета в достаточно скупых размерах, чтобы внешняя роскошь в окраске не заслоняла впечатления, которое должно явиться главным в данном помещении.
Оформление театра в роскошные красные с золотом тона относится к давно прошедшей эпохе, когда всюду применялся декоративный плюш. Современные представления о театре требуют и современного оформления. Да и сам театр выглядит теперь иначе. Поэтому в проблеме подбора цвета, в окраске помещения театра намечаются принципиально новые линии и создание внешнего впечатления отходит на задний план. На первый план выступает необходимость такого оформления, которое соответствовало бы духу театрального искусства.
В зале театра должна быть создана атмосфера, способствующая наиболее полному восприятию представления и не только интеллектуально, но и эмоционально. Психическая напряженность у зрителя должна получить свое разрешение в воздействии цветов, примененных в оформлении театрального зала. Это достигается таким сочетанием красок, при котором ослабление тонов сменяется их усилением, т. е. когда цветовое оформление привлекает внимание зрителя к сцене.
В театральном зале стены и потолки — не просто раскрашенные поверхности, здесь — это сочетание форм, которое создает подъем настроения. Потолок не просто прикрывает сверху, но, сливаясь со стенами и сценой, способствует полной связи и общению зрителя со сценой. Как цветовым способом решать эти задачи, как наилучшим способом динамически создать переход теплых тонов в холодные, приглушение контрастов и т. п., — подскажет время и накопленный опыт. Ясно одно, что цвета не должны быть резкими, а динамичность их сочетаний не должна приводить к ощущению неуверенности в зале.
Не вызывает никаких сомнений, что при окраске входа и фойе можно применять достаточно акцентирующие цвета. Следует только следить, чтобы от контрастных цветов и освещения не казались бледными лица зрителей. Как правило, стена, на которой висят зеркала, должна быть окрашена в красноватый, а противоположная ей стена в зеленоватый или синеватый цвет. В этом случае лица при темном, нерефлексирующем фоне будут выглядеть совершенно нормально.
КИНОТЕАТР. В то время как. зритель, посещая театр, ищет в нем преимущественно чего-то особенного, кинотеатр создает зрелище массового характера. В то время как в театре цвета, будучи сами нейтральными, способствуют установлению контакта зрителя со сценой, в зале кинотеатра цвета должны активно охватить зрителя. Цветовое оформление кинозала воспринимается зрителем недолго: когда гаснет экран и на короткое время освещается зал. Когда выключается свет и начинается просмотр фильма, цвета, в которые окрашены стены, должны способствовать переключению внимания на экран. Применяя цветовое освещение, можно создать изумительные чередования красочных эффектов: с окончанием фильма из темноты неожиданно возникает цветосветовой занавес, яркое освещение зала, утренний слабый свет. Все эти цветовые превращения создают различные настроения.
КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ. В театре и кино, где зритель смотрит спектакли и фильмы, цветовое оформление должно учитывать разнообразие драм, трагедий, комедий, опер и оперетт, в концертном же зале посетителю предлагается только музыка, хотя она так же разнообразна, как сама жизнь.
Если в театре и кинозале зритель находится в темноте, то концерт он слушает в освещенном зале. Музыканты говорят, что музыка настолько богата красками, что концертный зал должен быть окрашен в нейтральные тона. Это можно понять, но вряд ли белый цвет является наиболее подходящим цветом, обычно он утомляет слушателя. Кто не знает старомодные концертные залы, оформленные в белый цвет и золото, со скульптурами знаменитых музыкантов, где стены украшены мозаикой и коврами с классическими мотивами! Кто будет столь нечестным, чтобы не признать, что при музыке, не особенно приковывающей внимание, взоры слушателя, следуя от одной скульптуры к другой, ищут отвлечения и нового объекта внимания. Фон для музыки не должен быть конкретным. В старинной живописи золотистый фон был естественным фоном для изображения в картине неземных сюжетов. Можно также считать, что в концертном зале в оформлении фона, перед которым расположен оркестр, более применима нейтральная «золотая» окраска, чем сплошной белый цвет. Но есть лучший цвет — это синий, в особенности когда он контрастирует с золотом. Для восприятия музыки это оформление лучше, чем сочетание красного с золотом или белый цвет, вызывающий скуку и зевоту.
ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Окрашивать помещения для животных в известковый белый цвет нецелесообразно. У животных также имеется психологическое и характерное отношение к цвету. Доказано, что освещение неоновым светом стимулирует кур к большей яйценоскости. Красный цвет стимулирует выделение у животных гормонов и усиливает секреторные функции. Лошади различают все цвета. Особенно они чувствительны к желтому и зеленому цветам, в меньшей степени к синему и совсем мало к красному. Красный костюм жокея мало трогает лошадь. Для предупредительных сигналов на беговых дорожках лучше всего применять черные и желтые цвета, а не красный.
Совершенно неправильно окрашивать конюшни в пестрые цвета с вертикально расположенными полосами. Наоборот, мы рекомендуем в конюшнях использовать легкий светло-зеленый цвет несколько желтого оттенка. Потолок не должен быть темнее стен. Его лучше всего окрашивать в одинаковый цвет со стенами. Для коров также должен применяться преимущественно зеленый цвет. Следует иметь в виду, что окраска потолков в хлеву и свинарниках в синий цвет устраняет скопление на них мух.
ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Нельзя перечислить все помещения с рекомендациями наиболее выигрышной для них окраски. Не в последнюю очередь это касается жилых помещений. Кто обладает вкусом, тот сам решит вопрос о подборе цвета для жилого помещения. Обычное правило окрашивания комнаты в желтый цвет, спальни в синий можно принять только условно. Какой цвет выбрать для той или иной комнаты, зависит от темперамента и характера жильца. В коридорах допустимы четкие, противоположные цвета. Комнату не следует окрашивать в слишком резкие сочетания цветов, так как длительное пребывание в ней требует атмосферы гармонии и покоя, что достигается пастельными тонами.
Хороших результатов можно достигнуть окраской стен в разные цвета. Оживляюще действуют цветовые контрасты пола и ковров, стен и драпировок.
5. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ
В ПРИКЛАДНОЙ ЦВЕТОПСИХОЛОГИИ
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОСВЕТЛЕННОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Поверхность, отражающая полностью падающие на нее световые лучи,— абсолютно бела. Белый цвет можно представить себе только теоретически.
Поверхность, не отражающая падающие на нее световые лучи, — абсолютно черна. Абсолютно черный цвет можно представить себе тоже только теоретически.
Между этими двумя полюсами расположены действительно средние цифры отражений света от поверхностей.
Принимается, что в среднем поверхность потолка отражает 70% световых лучей, поверхность стен — 50% и пола—15%.
Отражательная способность разных поверхностей и цветов выражается следующими цифрами в %.
Белая бумага 84
Алюминиевая фольга 83
Известково-белый цвет 20
Лимонно-желтый 70
Цвет слоновой кости 70
Кремовый цвет около 70