Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 21 из 21)

Соломенно-желтый 60

Золотисто-желтый 60

Желтовато-зеленый пастельный около 60

Охра светлая около 60

Красновато-желтый солнечный 52

Чистый желтый 50

Зеленый, цвет липового листа около 50

Ель светлая около 50

Голубой цвет 40—50

Серый цвет известковой штукатурки 42

Розовый цвет семги около 40

Светло-сиреневый лиловый около 40

Фанера около 38

Серебристо-серый около 35

Дуб светлый около 33

Серый цвет сухого бетона...............около 32

Кирпич желтый................................около 32

Небесно-голубой.........................................30

Чистый оранжевый .........................25—30

Оливково-зеленый……....................около 25

Асфальт мокрый...............................около 25

Светло-коричневый..........................около 25

Чисто-бежевый .............................около 25

Киноварь......................................................20

Асфальт сухой..................................около 20

Травянисто-зеленый ......................около 20

Кирпич красный...............................около 18

Дуб темный...................... ………. .около 18

Ореховое дерево ...........................около 18

Сочный багряный цвет ..........................16

Бирюзово-синий чистый...........................15

Среднекоричневый .....................около 15

Кармин ....................................................10

Клинкер темный.............................около 10

Цвет сливы......................................около 10

Темно-фиолетовый...........................около 5

СЕМЬ ПУНКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ

ПРИ УСТАНОВКЕ ОСВЕЩЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Правильный расчет яркости освещения. При дневном свете, не прямом солнечном освещении, яркость освещения вблизи окна составляет примерно 2000—3000 люксов. Общее освещение достаточно, если лампы висят не слишком высоко и не ослепляют. При особом требовании может быть установлено дополнитель­ное освещение отдельных рабочих мест.

2. Гарантия от ослепления источниками света. Отражательные абажуры при лампах накаливания или люминесцентных лампах рекомендуются растровые. В качестве материалов, рассеивающих свет, применяют матовое стекло, пластмассу, пергамент.

3. Отсутствие ярких контрастов. Контрасты утомляют и вызывают головную боль. Если вокруг темно, не следует слишком ярко освещать рабочее место. Нужно обеспечить хорошее общее освещение.

4. Правильное направление световых лу­чей. При чтении и письме сам человек не должен затенять рабочий стол. При просмотре ткани в целях обнаружения дефектов нельзя допускать плоского освещения, а следует применять освещение сбоку, с тем чтобы всякий дефект пластически выступал и легко обнаруживался. При работах, требующих зрительного восприятия глубины или объема! следует применять наклонное освещение.

5. Соответствие цвета освещения характе­ру работы. Лампы дневного освещения нужно применять там, где рабочее место находится у окна или где необхо­димо четко различать цвета. Теплое же освещение — тогда, когда необходимо создать настроение уюта, а также когда нужно избежать бледности лиц или неприятного освещения продуктов и других товаров.

6. Окраска помещения должна соответ­ствовать характеру освещения. Слой пыли в помещении и на лампах снижает число люксов довольно значительно. Светлые щиты отражают свет довольно хоро­шо. Приятные цветовые контрасты важнее резких свето­вых.

7. Экономичность осветительной установ­ки.

ВАЖНЕЙШИЕ ДАННЫЕ ИЗ УЧЕНИЯ О ЦВЕТЕ И ЦВЕТОПСИХОЛОГИИ

ТОН, НАСЫЩЕННОСТЬ, ОСВЕТЛЕННОСТЬ.

Восприятие цвета определяется тоном, насыщенностью и освещен­ностью.

Тон — это то, чем различаются основные цвета друг от друга. Например: желтый, красный и синий или оранже­вый, фиолетовый и зеленый.

Насыщенность. Осветленный или затененный цвет не является насыщенным цветом. Кистью можно нанести чистый пигмент более или менее насыщенно. Цветовой тон теоретически остается при этом тем же, но практически начинает меняться от примеси белого или черного. Нюансы тонов меняются по направлению к фиолетовому полюсу цветового круга. Ослабленный ультрамарин становится фиолетовым, киноварь — несколько карминным, желтый — зеленоватым и т. д. Коричневый цвет — затемненный, сле­довательно, это насыщенный оранжевый.

Осветленность — это определенная способность отбрасывать свет. Ею обладает каждый пигмент независи­мо от того, насыщен он или нет. Так, насыщенный, интен­сивный желтый цвет может отбрасывать столько же света (около 60%), сколько и ненасыщенный осветленный крас­ный (как розовый).1Насыщенные цвета — желтый, красный, фиолетовый, синий, зеленый и т. д. — обладают различной осветленностью. Желтый цвет — наиболее светлый, фиоле­товый— наиболее темный, красный и зеленый — одинако­вой осветленности. При незначительном освещении харак­тер цвета меняется, хотя способность отражения света остается.

ФЕНОМЕН ПУРКИНЬЕ. При очень слабом свете цвета воспринимаются иначе, чем при нормальном освещении. Это очень важно, так как в сумерках палочки сетчатой оболочки глаза обнаруживают почти все световые раздра­жители, в то время как днем действуют колбочки, которые воспринимают только цвета.

Высший предел восприимчивости колбочек (дневного зрения) — при желто-зеленом цвете (550 миллимикрон). Высший предел восприимчивости палочек (ночного зре­ния) — при сине-зеленом цвете (513 миллимикрон).

Палочки обнаруживают незначительную чувствитель­ность к красному цвету, поэтому в сумерках красный цвет воспринимается скорее как черный. Если сильно прищу­рить глаза, можно заметить, что красный цвет кажется очень темным, а сине-зеленый — светлым (он почти светится).

Указанная степень величины восприятия светлости будет значима для цветов спектра одинаковой интенсивно­сти.

ДЛИНА СВЕТОВЫХ ВОЛН И ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА. Длина световых волн, т. е. расстояние, при котором элек­тромагнитные колебания распространяются за определен­ный период времени, служит мерилом для восприятия цве­та. Далее приводится длина волн в миллимикронах (милли­микрон равен одной миллионной миллиметра) для указан­ных ниже цветов:

380—436— фиолетовый; 566—589 — желтый;

436—495 — синий; 589—627— оранжевый;

495—566— зеленый; 627—780— красный.

Длина волн ниже 380 (ультрафиолетовая) для нормаль­ного зрения так же невидима, как длина волн выше 780 (инфракрасные тепловые лучи).

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

И ЦВЕТОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Каждый цветовой круг представляет собой замыкающу­юся последовательность цветов. Насколько велико может быть количество цветов в цветовом круге, принципиально безразлично; важнее то, как составить круг из наимень­шего числа красок. Так как из обычно употребляемых трех основных красок (как, например, в типографском деле) красной, желтой и синей ни одну из них нельзя получить смешением двух других, то речь здесь идет о наименьшем числе основных красок. Если взять результат смешения этих основных цветов:

красный + желтый = оранжевый, желтый + синий = зеленый, синий + красный = фиолетовый,

то полученные три цвета также, в свою очередь, представ­ляются как основные. Теперь можно эти три полученные вторично цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый

также смешать между собой. Получим опять первичные, правда не всегда чистого тона:

оранжевый +, зеленый = желтый, оранжевый + фиолетовый = красный, фиолетовый + зеленый = синий.

Такая возможность представляется только при смеше­нии цветных лучей, но не пигментов.

Первичные и вторичные цвета образуют шесть главных цветов, как это видно из цветового круга Гёте. Между ними можно представить себе переходные ступени, так что в кру­ге, разделенном на 24 разных цвета, каждый из шести главных цветов отделен от другого тремя промежуточными. Именно тремя, так как они должны отстоять друг от друга на равные числа цветов. Учтенный в нормах (011\|) цветовой круг содержит 24 цветовые ступени, которые пронумеро­ваны от 1 (желтый цвет) до 24 (желто-зеленый), номера 1 и 13, 7 и 19, 9 и 21 и т. д. расположены в этом круге друг против друга. Это не точно те самые противоположные цве­та, из которых состоит цветовой круг Гёте, так как Гёте получал свои противоположные цвета наблюдением край­них цветов в опытах с призмами, при которых противопо­ложные цвета взаимно гасятся на вращательном круге, превращаясь в белый или серый цвет.

Если схематически на цветовом круге разместить недо­стающие черный, белый и серый цвета среди ненасыщен­ных тонов, то цветовой круг оказывается недостаточным. Тогда приходится прибегнуть к помощи объемного тела (цветовой куб Хикетье, двойной конус Оствальда, «непра­вильное цветовое тело» Манселла и т. д.).