Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 7 из 21)

Часто не так уж просто определить, какой цвет легче или тяжелее осветленного синего. В сомнительном случае дело решит содержание красноты, которая бесспорно утя­желяет цвет. Только при сопоставлении с насыщенным или притемненным синим цветом красновато-лиловый сильно осветленный цвет кажется легким.

В цветовом круге самым тяжелым является фиолетовый (рис. 19), самым легким — лимонно-желтый. Все цвета, лежащие между ними (если в них нет примеси красного, т. е. все синие и зеленые тона), действуют как более тяжелые или более легкие цвета только при смешении их с черным или белым.

Желтый цвет с небольшой примесью красного кажется тяжелее желто-зеленого с таким же количеством синего. В охре обнаруживается не только примесь красного, но и притемняющий его черный цвет, поэтому цвет охры — относительно тяжелый. Таким образом тяжелые цвета обозначают передний план, а легкие — задний.

-Следует обратить внимание на тот факт, что авторы, определяя «весовые» качества отдельных цветов, постоянно оперируют двумя цве­товыми единицами, на практике же это довольно редкий случай. Внесение же в цветовую конструкцию еще одной цветовой единицы изменит уже определившиеся весовые соотношения. Так и в этом аспекте цвета, в зависимости от проектной задачи, мы можем транс­формировать цветовую ситуацию.

-Правило бесспорно, если эти цвета расположены на белом фоне, на черном же фоне будет обратная ситуация, на сером — иная и т. д.

Для окраски вертикально или горизонтально располо­женных в пространстве объектов также важен правильный подбор цвета. Стрелы крана или горизонтально располо­женные в помещении мостики перехода, окрашенные в красный или коричневый цвет, оптически кажутся припод­нятыми, что, конечно, противоречит их сущности. Горизон­тальному же расположению соответствует зеленый или синий цвет.

Окраска вертикальных опор в зеленый цвет может быть допустима, когда зеленый цвет утяжелен соответствующей примесью или когда эти вертикальные опоры в своей сово­купности образуют общую поверхность, как, например, в заводском помещении, где из-за многочисленных опор едва видны стены. Там же, где сквозь незначительное коли­чество несущих опор или колонн ясно просматривается все пространство помещения, вертикальные элементы могут быть окрашены в теплые, содержащие красноту тона, или в тяжелые цвета (рис. 20).

Несущие опоры могут быть расположены у самой стены, и тогда они как бы составляют ее часть. В этом случае стена и опоры образуют единую поверхность и последние могут быть окрашены, хотя и не обязательно, в один цвет со стенами. Свободно же стоящие опоры оптически связаны непосредственно с потолком и могут быть окрашены в более светлый цвет, чтобы придать им некоторую легкость в соответствии с легким цветом потолка. Применять для окраски потолка тяжелые тона имеет смысл только тогда, когда потолки в помещении очень высоки, и поэтому жела­тельно их оптически снизить. Если потолки деревянные и мы, кроме того, повторим теплые тона в окраске панели ив несколько более осветленном виде при окраске пола, то этот теплый тон будет как бы полностью «обнимать» все помещение.

Правильное оформление помещений требует логиче­ского соответствия формы и цвета. Так, стена, на которой рельефные линии выполнены в определенном направ­лении, «не терпит» красного цвета. Красный цвет — очень активен, но он не способен выявить особенности структуры окрашиваемой поверхности. Здесь будут более уместны приглушенные тона. С другой стороны, когда в структуре окрашиваемой поверхности вертикальные линии выра­жены достаточно четко, подходящим оказывается красно­ватый цвет, а не зеленый.

Тот или иной цвет воспринимается различно в зависимо­сти от того, какова окрашиваемая поверхность: так, напри­мер, блестящая или матовая, зернистая, рифленая или гладкая. Красный цвет на лакированной поверхности вы­глядит совершенно иначе, чем на матовой. Это важно учиты­вать при подборе цвета. Так, очень блестящие двери до­пустимы в туалетах, коридорах и т. д., но в рабочих поме­щениях двери желательно окрашивать в шелковистые или матовые тона.

Есть цвета, которые сами по себе создают впечатление шелковистости. В черном шелке нам нравится не только сама чернота, но и то, что черный цвет «поднят» блеском ткани. Бархату из-за особенности его фактуры свой­ственны черные, тяжелые фиолетовые, красные цвета, а также коричневые и теплые желтые тона.

Окраска прозрачных поверхностей не терпит землистых и мрачных тонов. Желтый цвет прозрачного стекла, осве­щенные солнечным светом, становится богаче и теплее, а золотой и оранжевый становятся «жаркими», превращаясь в благородный огненный цвет. Солнечный свет, проходя через фиолетовое и синее стекла, окрашивает их в «суме­речные» цвета, а проходя через зеленое стекло, делает зеленый цвет холодным. Цвет должен играть в солнечных лучах.

Стена отбрасывает отблески своего цвета на противопо­ложную стену. В такой игре цветов принимают участие пол и потолок, пол и стены, потолок и колонны.

По-разному воспринимается зеленый цвет на солнечном свету и в тени. Стена, находящаяся в тени, выглядит темнее противоположной стены. Но окрасим стену, затененную в более светлый зеленый цвет, и тогда обе стены приобретут одинаковый тон.

Помещение обычной кубической формы в своей пластике мало интересно, даже если оно несколько ожив­лено игрой цветов. Сводчатые помещения, мягкие формы, закругленные края как будто созданы для выполнения худо­жественного перехода от одного цвета к другому. Такой переход цветов может быть достигнут окраской с помощью обрызгивания. Постепенный переход одного цвета в другой должен соответствовать естественной очередности тонов в зависимости от усиления или уменьшения интенсив­ности цвета.

Надо избегать произвольного, ничем не оправданного расчленения помещения на отдельные зоны. Стенные фризы следует, как правило, делать только там, где пото­лок окрашивается в темный цвет или тогда, когда два противоположных цвета должны быть отделены выравни­вающим средним по отношению к ним цветом, например, когда розовый потолок не может непосредственно контак­тировать со светло-зелеными стенами. В этом случае воз­можна нежная желтая промежуточная зона.

Пол, раскрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные таким же образом стены произвели бы на человека неприятное впечатление, кото­рое осталось бы у него и после выхода из помещения. Один и тот же прием оформления различных элементов (зон) помещения по-разному действует на человека, потому что человек по-разному относится к отдельным зонам помеще­ния.

Осматривая помещение, человек больше внимания уде­ляет стенам и именно нижней их части. И все же важно правильное оформление всех зон помещения.

Цветовое расчленение пола может его оптически удли­нить или укоротить. Окраска пола полосами приковывает внимание в определенном направлении (рис. 21). Конечно, сильно расчлененный раскраской пол повлияет и на окра­ску стен. При окраске стен необходимо применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола.

Пол, выполненный из натуральных материалов (камня или дерева), требует для стен большей красочности, чем пол, раскрашенный под камень или дерево и покрытый лаком.

Пол в отличие от стен допускает механическое повторе­ние одного и того же рисунка или геометрических фигур с использованием сильных чистых и контрастных цветов. При окраске пола в один цвет желательно применять тона, несколько приглушенные. При подборе гардин и за­навесей мы чувствуем себя неуверенно. Конечно, чтобы подобрать гардины веселой расцветки для комнаты, окра­шенной в белый цвет, большого искусства не требуется. Но подобрать гардины или занавеси для комнаты с цветными стенами и потолком значительно труднее.

Цвет гардин может содержать в себе смесь цветов потолка и стен, но должен быть ярче стен. Если, например, в расцветке стен замечается только некоторая примесь оранжево-красного цвета, то гардинам лучше быть интен­сивно медно-красными. Рисунок на гардинах может оптиче­ски разрывать и расчленять помещение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВ

БЕЛЫЙ ЦВЕТ: ЗА И ПРОТИВ. Белый цвет воспринимает­ся, как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего-то духовного и абстрактного, визуально означает «пусто­ту»2. Вследствие этого необходимо этот цвет во что бы то ни стало «оживить». Белый цвет может быть применим только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя «агрессивными» тонами или когда при его посредстве оформляется какая-то поверх­ность, которая специально должна привлекать внимание (указатели, предостережения, реклама). Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат (рис. 22). Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психоло­гически удерживает от загрязнения. Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушения при движении автотранспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, например противо­пожарный огненно-красный знак, логичным фоном для него будет белый цвет.

- Цветопроектная практика может выдвинуть и такую задачу, как применение осуждаемого авторами не «приглушенного», а яркого пола. Удача или неудача такого решения будет относиться только к удачному или неудачному общему цветовому замыслу, но не к нарушению «запрета», наложенного авторами на тот или иной цвет. То же самое относится и к рецептам авторов в подборе гардин и окраске дверей.

- По нашему мнению, необходима оговорка: в пределах одной куль­турно-исторической традиции.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагопри­ятно. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска больничных помещений.