Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 8 из 21)

ИЛЛЮЗИИ И ОЖИДАНИЯ. В зависимости от обсто­ятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный — на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холод­ного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый челове­ком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителя­ми. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горь­кий» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекоменду­ется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона, с тем чтобы помещение казалось более холодным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВЕРИ. Психоло­гически дверь является важной частью помещения. В зави­симости от цвета, в который окрашены двери, они или как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не рас­полагают к этому.

Окраска двери может сливаться со стенами или рельефно выступать из их плоскости. Скрыть двери путем окраски их в тот же цвет, что и стены, можно только тогда, когда этих дверей в помещении так много, что они нару­шают впечатление целостности стен и всего помещения.

Цвет дверей должен соответствовать тону стен, потолка и пола. Если, например, потолок красный, стены перламутрово-серые, а пол черный с белыми разводами, то введе­ние нового цвета (предположим зеленого), приведет к раз­рыву единого цветового комплекса. В данном примере дверь может быть окрашена в красный цвет, или в темно-серый, либо в оба цвета (с обводкой одного цвета). При желтом потолке, зеленых стенах и красно-коричневых полах цвет дверей может получить средний тон между цветом потолка и полов.

Иногда неплохо окрасить двери в цвет потолка, но более темного тона. Дверь, окрашенная в теплые тона, подчерки­вает большую замкнутость и ограничение от соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона.

ЦВЕТ ПОВЕРХНОСТИ, СОЗДАЮЩИЙ РАДОСТЬ ТРУДА. Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чув­ствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необду­манно окрашены в серовато-белый цвет, а стены — в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выгля­дит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо при­менять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оран­жевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные зеленые тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции.

Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий — тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему.

В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для рабо­ты, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответ­ствующей окраски боковых стен ощущается теплота.

В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответ­ственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх,— это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка.

Относительно подбора красок для цветового оформле­ния рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашен­ное в веселые цвета повышает его настроение.

Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напря­гать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к сниже­нию производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях подня­тия производительности труда. За первоначальным возбу­ждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный.

При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует осо­бого подбора цветов в соответствии со спецификой дан­ного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответству­ющей окраской.

Таким образом, подход к цветовому оформлению танце­вального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть совершенно различным.

Как действуют отдельные цвета на человека? Приводим результаты испытаний, которые показывают, какое психо­логическое значение для человека имеют те или иные цве­та, когда они воздействуют на него не через окраску поме­щений, а непосредственно, будучи нанесены на поверх­ность.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ ПО ИХ ПСИХОЛОГИЧЕ­СКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ЧЕЛОВЕКА.

1.Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

красный — волевой, жизнеутверждающий; кармин — повелевающий, требующий; киноварь — подавляющий;

оранжевый — теплый, уютный;

желтый — контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

фиолетовый — углубленный, тяжелый;

синий — подчеркивает дистанцию;

светло-синий—уводит в пространство, направляющий;

сине-зеленый — подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета: розовый — нежный, производящий впечатление некото­рой таинственности;

лиловый — замкнутый, изолированный; пастельно-зеленый — ласковый, мягкий; серовато-голубоватый — сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

чисто зеленый — требовательный, освежающий; оливковый — успокаивающий, смягчающий; желто-зеленый — обновляющий, раскрепощающий; пурпурный — изысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раз­дражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредото­читься (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

6. Теплые темные тона (коричневые), стабили­зирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

охра — смягчает рост раздражения;

коричневый, землистый — стабилизирующий;

темно-коричневый — смягчающий возбудимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

темно-серые, черно-синие, темные — зелено-синие.

Из дальнейшего изложения будет видно, когда именно комната производит впечатление красной, зеленой и т. д. и поэтому может называться «красная комната», «зеленая комната» и т. д.

Надо иметь в виду, что цвета приобретают различный тон в зависимости от того, подходим ли мы к окрашенной поверхности сверху, снизу или со стороны. В случае, когда активен не один, а два цвета, мы можем из суммы этих -цветов составить один цвет, при условии что они не допол­нительны друг к другу, потому что у дополнительных цветов это соединение бесперспективно. Красный и желтый не дополнительны, следовательно, в их сумме будет прояв­ляться активность, жизненность. Красный и зеленый могут взаимодействовать как означающие активность и пассив­ность одновременно и потому оба цвета создают впечатле­ние беспокойства, мерцания при условии их одинаковой тональности и если они расположены рядом друг с другом. Рядом стоящие желтый и синий цвета полярно противопо­ложны; один цвет лучезарен, другой «уводит» вглубь и как бы уходит за ним, что и создает впечатление подвижности.

ПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ при первом рассмотре­нии обнаруживают следующие признаки.

Желтый — ультрамариново-синий: сильная напряжен­ность, благодаря которой создается эффект движения. Воз­действие активное, но требующее выравнивания, уравнове­шивания.

Оранжевый — синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление.