Красный—зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения; импульсивности.
Пурпурный — цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения.
Фиолетовый — лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.
НЕПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ. Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:
а) группа 1.
Желтый — красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;
золотой — красный: пышность, роскошь, теплота; оранжевый — красный; резко кричащий;
б) группы 1 и 4.
Желтый — пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
золотой — пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;
красный — пурпурный: диссонанс, праздничность; желтый — цвет зеленого липового листа: веселье, радость;
желтый — оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);
желто-оранжевый — цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
оранжево-красный — зеленый: импульсивность;
в) группы 1 и 2.
Оранжевый — фиолетовый: опьянение, оглушение; красный — синий: динамика отталкивания, волнение; красный — ультрамариновый: резкая сила; оранжевый — ультрамариновый: претенциозность, резкость;
г) группы 1—4.
Синий — розовый: робость, застенчивость, разобщенность;
пастельно-зеленый — красный: неуверенность, мерцание;
пастельно-зеленый — синий: односторонность, пассивность, неясность;
пастельно-зеленый — розовый: слабость, нежность, радушие;
пастельно-зеленый — лиловый: диссонанс, сумерки;
желто-зеленый — красновато-серый: легкий диссонанс, связанность;
д) сопоставление с цветами группы 6.
Бежевый — красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);
бежевый — цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;
коричневый — зеленый (оливковый): заземленность;
коричневый — ультрамариновый: укрепление, разрешение;
темно-коричневый — синий: бескомпромиссность;
темно-коричневый — охра: оцепенение, жесткость, заземленность;
е) сопоставление с цветами группы 5.
Зеленый — серый: родственность, пассивность;
синий — серый: нейтральность, холодность;
красный — черный: подавление жизненности, опасность; ' Ьранжевый — черный: насилие;
желтый — черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;
синий — черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;
желтый — белый: прояснение, просветление;
красный — белый: ослабление яркости красного;
синий — белый: чистота, холодность;
зеленый — белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
розовый — белый: слабость, бледность.
ЭФФЕКТ, ВЫЗЫВАЕМЫЙ КРАСКАМИ
АБСОЛЮТНО ОДНОЦВЕТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. Нейтральный по цвету свет, проникающий в одноцветную комнату, неизбежно принимает окраску противоположного цвета. Так, белый луч в красной комнате кажется зеленым. Сетчатка глаза утомляется от одноцветного раздражителя. Человеку, вышедшему из красной комнаты все другие цвета покажутся в первый момент несколько зеленоватыми. Это, как говорил Гете, «протест» зрения против одноцветного раздражителя. Опыты с освещением комнаты красным светом показали его влияние на убыстрение движений человека и даже на учащение его пульса, хотя продолжительность этого влияния еще не установлена. «Зеленый протест», наоборот,.проявляется в замедлении реакций.
ОДНОЦВЕТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ СО СМЕЖНОЙ БЕЛОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ.
Войдем в комнату красного цвета, в которой потолок или дверь белые. У человека, воспринимающего прямой поток красного цвета, развивается так называемый «зеленый протест», и это ощущение зеленоватого цвета, хочет он этого или нет, проецируется на белую поверхность, которая действительно будет выглядеть зеленоватой. Но так как белая поверхность не кажется равномерно окрашенной в зеленоватый цвет (что зависит от длительности взгляда на нее), то и красные стены также будут несколько зеленоватыми, при этом неизбежно возникает чувство беспокойства. Человек в этой комнате покажется бледным, потому что и на его лице оптически отразится так называемый «зеленый протест».
Интересно, что при белом потолке красный цвет стены будет казаться интенсивнее, чем синий. Синий и белый в сочетании выражают нечто холодное; красный и белый в данном примере вызывают чувство беспокойства, возбуждения.
Сочетание желтой стены и белого потолка воздействует на наше ощущение незначительно, так как белый цвет является как бы органическим продолжением желтого цвета. Совершенно иначе обстоит дело с сочетанием зеленого и белого. Подобно сочетанию синего — белого, оно действует как холодное, причем теплота зеленого цвета в этом случае уменьшается.
ПОМЕЩЕНИЯ, ОКРАШЕННЫЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦВЕТА.
Красная стена и зеленый потолок, зеленая стена и красный потолок, синяя стена и желтый потолок и т. д., все это — поверхности, окрашенные в противоположные цвета. Впечатление от такой окраски будет различным в зависимости от того, будет ли в активный цвет окрашена стена или потолок, будет ли внесен и в какой степени активный цвет при смешивании красок.
Противоположные цвета, примененные рядом, усиливают друг друга.
Применяя противоположные цвета, мы можем особо выделить определенные предметы в пространстве — мебель, вазы и т. п. Если этим предметам больше соответствует красный цвет, чем сине-зеленый, то логично для оптического их выделения окрасить их в красный цвет, а фон — в сине-зеленый. Красные стулья на болотно-зеле-ном фоне как бы подчеркивают приглашение сесть. Если на красный ковер поставить зеленый стул, эффект будет обратный. Красный цвет с более густым коричневым оттенком в нем подчеркивает зеленый цвет стула и создает некоторое успокоение в возбуждающем окружении. Подобные приемы в подборе цветов могут быть с большим эффектом использованы при оборудовании конференц-зала или другой аудитории.
Само собой разумеется, что под противоположными цветами мы понимаем не математическое дополнение одного цвета другим, а психологическую полярность цветов. Так, зеленый и красный цвета в этом смысле — противоположны, точнее, по отношению к красному противоположен зелено-синий. Также противоположны желтый и синий. Можно также «поднимать» поверхности, окрашенные в синий цвет при помощи желтого или, наоборот, желтые поверхности при помощи синего. При преобладании одного из двух цветов наш взор обязательно ищет гармоническое разрешение возникшего беспокойства и отсюда — возникновение активности. На практике мы, конечно, встречаемся с подобными явлениями, обнаруживающимися в разной степени и с разной силой. Возникает процесс взаимного воздействия двух цветов. Один цвет требует присутствия другого, второй, в свою очередь, требует обязательного наличия первого. Таким образом, постоянно сменяются возбуждение и успокоение и эта смена сопровождается компонентом беспокойства.
Всегда речь идет о том, чтобы подыскать тот цвет, который усиливает другой. Как его найти? Это дело уже настоящего оформителя-художника. Нет более необоснованного упрека, чем то, что цветопсихология не оставляет места творчеству, наоборот, цветопсихология позволяет превращать оформление помещений в настоящее искусство.
ГАРМОНИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ. Если к двум исходным цветам: английскому красному и хромоксиду зеленому прибавить мел, то между этими тонами можно создать ряд промежуточных (рис. 23, а и б). Из этого ряда сероватых тонов легко выбрать два подходящих цвета-партнера и построить на них окраску помещения.
Выбранные два тона друг с другом не враждуют, так как они родственны. Такая полярность цветов может быть применена при окраске коридоров, фойе, вестибюлей и вообще помещений с постоянным движением людей. Конечно, важно еще, как распределяются цвета-партнеры. Синие стены и желтый потолок воздействуют иначе, чем синий потолок при желтых стенах. Следует также иметь в виду чистоту или изменение тона окраски. Если приближать желтый цвет к цвету охры, то цвет становится более землистым, менее подвижным. Наиболее «чиста» полярность оранжевого и синего. Превращать желтый цвет в цвет охры или в коричневый — значит отказаться от характерной эфирной солнечности желтого цвета. Ведь при сочетании желтого и синего мы как бы объединяем теплоту земли и небесную даль.
Такая пара, как синий и красный цвет, не столько выравнивают друг друга, сколько являются противоположными цветами. Когда интенсивность синего цвета ослабляется, и он превращается в серовато-синий, возникают особые качества их цветового звучания. Если красному или оранжево-красному цвету придать землистый оттенок и превратить в терракотовый цвет, то при сопоставлении с серовато-синим такое сочетание обычно вызывает устойчивую положительную эмоцию. Оранжево-красный цвет и его вариации сами по себе придают теплоту, а синий цвет — холод, поэтому оба цвета вместе воспринимаются оптически предельно положительно. Можно сказать, что здесь возникает чудесное впечатление динамики, которое созвучно нашей внутренней активности.
На практике применять чистые противоположные цвета не всегда возможно. Исключением являются оранжевый и синий, сочетание которых воспринимается положительно.
Как в природе наблюдаются формы, только приближающиеся к кругу, треугольнику, четырехугольнику и т. п. (даже в «мертвом» царстве кристаллов редки строго математические соотношения), так и в игре цвета допускаются приближенно противоположные цвета.
ПОМЕЩЕНИЯ, ОКРАШЕННЫЕ В СМЕЖНЫЕ ЦВЕТА. Под смежными мы понимает цвета, связанные сданным цветом цветового круга психологическими родственными отношениями. Это не только те цвета, которые чисто теоретически отстоят от данного — на 30, 60, 90 или даже 120°.