Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 9 из 21)

Красный—зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения; импульсивности.

Пурпурный — цвет зеленых листьев: повышает ощуще­ние жизнеутверждения.

Фиолетовый — лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

НЕПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ. Для неполярных цве­товых пар наиболее характерны следующие признаки:

а) группа 1.

Желтый — красный: насыщенная лучезарность, радост­ная теплота;

золотой — красный: пышность, роскошь, теплота; оранжевый — красный; резко кричащий;

б) группы 1 и 4.

Желтый — пурпурный: некоторый диссонанс, неблаго­звучность, подвижность;

золотой — пурпурный: мощь, достоинство, празднич­ность;

красный — пурпурный: диссонанс, праздничность; желтый — цвет зеленого липового листа: веселье, радость;

желтый — оливковый: некоторый диссонанс (успокаива­ющая подвижность);

желто-оранжевый — цвет зеленого липового листа: уме­ренное возбуждение (обволакивающая теплота);

оранжево-красный — зеленый: импульсивность;

в) группы 1 и 2.

Оранжевый — фиолетовый: опьянение, оглушение; красный — синий: динамика отталкивания, волнение; красный — ультрамариновый: резкая сила; оранжевый — ультрамариновый: претенциозность, рез­кость;

г) группы 1—4.

Синий — розовый: робость, застенчивость, разобщен­ность;

пастельно-зеленый — красный: неуверенность, мерца­ние;

пастельно-зеленый — синий: односторонность, пассив­ность, неясность;

пастельно-зеленый — розовый: слабость, нежность, радушие;

пастельно-зеленый — лиловый: диссонанс, сумерки;

желто-зеленый — красновато-серый: легкий диссонанс, связанность;

д) сопоставление с цветами группы 6.

Бежевый — красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

бежевый — цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

коричневый — зеленый (оливковый): заземленность;

коричневый — ультрамариновый: укрепление, разреше­ние;

темно-коричневый — синий: бескомпромиссность;

темно-коричневый — охра: оцепенение, жесткость, заземленность;

е) сопоставление с цветами группы 5.

Зеленый — серый: родственность, пассивность;

синий — серый: нейтральность, холодность;

красный — черный: подавление жизненности, опас­ность; ' Ьранжевый — черный: насилие;

желтый — черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;

синий — черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;

желтый — белый: прояснение, просветление;

красный — белый: ослабление яркости красного;

синий — белый: чистота, холодность;

зеленый — белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

розовый — белый: слабость, бледность.

ЭФФЕКТ, ВЫЗЫВАЕМЫЙ КРАСКАМИ

АБСОЛЮТНО ОДНОЦВЕТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. Нейтраль­ный по цвету свет, проникающий в одноцветную комнату, неизбежно принимает окраску противоположного цвета. Так, белый луч в красной комнате кажется зеленым. Сет­чатка глаза утомляется от одноцветного раздражителя. Человеку, вышедшему из красной комнаты все другие цвета покажутся в первый момент несколько зеленоваты­ми. Это, как говорил Гете, «протест» зрения против одно­цветного раздражителя. Опыты с освещением комнаты красным светом показали его влияние на убыстрение дви­жений человека и даже на учащение его пульса, хотя про­должительность этого влияния еще не установлена. «Зеле­ный протест», наоборот,.проявляется в замедлении реакций.

ОДНОЦВЕТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ СО СМЕЖНОЙ БЕЛОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ.

Войдем в комнату красного цвета, в ко­торой потолок или дверь белые. У человека, воспринимаю­щего прямой поток красного цвета, развивается так назы­ваемый «зеленый протест», и это ощущение зеленоватого цвета, хочет он этого или нет, проецируется на белую по­верхность, которая действительно будет выглядеть зелено­ватой. Но так как белая поверхность не кажется равномерно окрашенной в зеленоватый цвет (что зависит от длительно­сти взгляда на нее), то и красные стены также будут несколь­ко зеленоватыми, при этом неизбежно возникает чувство беспокойства. Человек в этой комнате покажется блед­ным, потому что и на его лице оптически отразится так назы­ваемый «зеленый протест».

Интересно, что при белом потолке красный цвет стены будет казаться интенсивнее, чем синий. Синий и белый в сочетании выражают нечто холодное; красный и белый в данном примере вызывают чувство беспокойства, возбуж­дения.

Сочетание желтой стены и белого потолка воздействует на наше ощущение незначительно, так как белый цвет явля­ется как бы органическим продолжением желтого цвета. Совершенно иначе обстоит дело с сочетанием зеленого и белого. Подобно сочетанию синего — белого, оно дей­ствует как холодное, причем теплота зеленого цвета в этом случае уменьшается.

ПОМЕЩЕНИЯ, ОКРАШЕННЫЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦВЕТА.

Красная стена и зеленый потолок, зеленая стена и красный потолок, синяя стена и желтый потолок и т. д., все это — поверхности, окрашенные в противоположные цве­та. Впечатление от такой окраски будет различным в зави­симости от того, будет ли в активный цвет окрашена стена или потолок, будет ли внесен и в какой степени активный цвет при смешивании красок.

Противоположные цвета, примененные рядом, усили­вают друг друга.

Применяя противоположные цвета, мы можем особо выделить определенные предметы в пространстве — мебель, вазы и т. п. Если этим предметам больше соответ­ствует красный цвет, чем сине-зеленый, то логично для оптического их выделения окрасить их в красный цвет, а фон — в сине-зеленый. Красные стулья на болотно-зеле-ном фоне как бы подчеркивают приглашение сесть. Если на красный ковер поставить зеленый стул, эффект будет обратный. Красный цвет с более густым коричневым оттен­ком в нем подчеркивает зеленый цвет стула и создает неко­торое успокоение в возбуждающем окружении. Подобные приемы в подборе цветов могут быть с большим эффектом использованы при оборудовании конференц-зала или дру­гой аудитории.

Само собой разумеется, что под противоположными цветами мы понимаем не математическое дополнение одного цвета другим, а психологическую полярность цве­тов. Так, зеленый и красный цвета в этом смысле — проти­воположны, точнее, по отношению к красному противопо­ложен зелено-синий. Также противоположны желтый и синий. Можно также «поднимать» поверхности, окрашен­ные в синий цвет при помощи желтого или, наоборот, желтые поверхности при помощи синего. При преоблада­нии одного из двух цветов наш взор обязательно ищет гармоническое разрешение возникшего беспокойства и отсюда — возникновение активности. На практике мы, конечно, встречаемся с подобными явлениями, обнаружи­вающимися в разной степени и с разной силой. Возникает процесс взаимного воздействия двух цветов. Один цвет требует присутствия другого, второй, в свою очередь, тре­бует обязательного наличия первого. Таким образом, постоянно сменяются возбуждение и успокоение и эта смена сопровождается компонентом беспокойства.

Всегда речь идет о том, чтобы подыскать тот цвет, который усиливает другой. Как его найти? Это дело уже настоящего оформителя-художника. Нет более необосно­ванного упрека, чем то, что цветопсихология не оставляет места творчеству, наоборот, цветопсихология позволяет превращать оформление помещений в настоящее искус­ство.

ГАРМОНИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ. Если к двум исходным цветам: английскому красному и хромоксиду зеленому прибавить мел, то между этими тонами можно создать ряд промежуточных (рис. 23, а и б). Из этого ряда сероватых тонов легко выбрать два подходящих цве­та-партнера и построить на них окраску помещения.

Выбранные два тона друг с другом не враждуют, так как они родственны. Такая полярность цветов может быть при­менена при окраске коридоров, фойе, вестибюлей и вообще помещений с постоянным движением людей. Конечно, важно еще, как распределяются цвета-партнеры. Синие стены и желтый потолок воздействуют иначе, чем синий потолок при желтых стенах. Следует также иметь в виду чистоту или изменение тона окраски. Если приближать желтый цвет к цвету охры, то цвет становится более земли­стым, менее подвижным. Наиболее «чиста» полярность оранжевого и синего. Превращать желтый цвет в цвет охры или в коричневый — значит отказаться от характерной эфирной солнечности желтого цвета. Ведь при сочетании желтого и синего мы как бы объединяем теплоту земли и небесную даль.

Такая пара, как синий и красный цвет, не столько вырав­нивают друг друга, сколько являются противоположными цветами. Когда интенсивность синего цвета ослабляется, и он превращается в серовато-синий, возникают особые качества их цветового звучания. Если красному или оран­жево-красному цвету придать землистый оттенок и превра­тить в терракотовый цвет, то при сопоставлении с серо­вато-синим такое сочетание обычно вызывает устойчивую положительную эмоцию. Оранжево-красный цвет и его вариации сами по себе придают теплоту, а синий цвет — холод, поэтому оба цвета вместе воспринимаются оптиче­ски предельно положительно. Можно сказать, что здесь возникает чудесное впечатление динамики, которое созвучно нашей внутренней активности.

На практике применять чистые противоположные цвета не всегда возможно. Исключением являются оранжевый и синий, сочетание которых воспринимается положительно.

Как в природе наблюдаются формы, только приближающи­еся к кругу, треугольнику, четырехугольнику и т. п. (даже в «мертвом» царстве кристаллов редки строго математиче­ские соотношения), так и в игре цвета допускаются прибли­женно противоположные цвета.

ПОМЕЩЕНИЯ, ОКРАШЕННЫЕ В СМЕЖНЫЕ ЦВЕТА. Под смежными мы понимает цвета, связанные сданным цветом цветового круга психологическими родственными отноше­ниями. Это не только те цвета, которые чисто теоретически отстоят от данного — на 30, 60, 90 или даже 120°.