1. ЧЕЛОВЕКИЦВЕТ
СИСТЕМАТИЗАЦИЯЦВЕТОВ
«Цветовая динамика», т. е. целенаправленная цветовая окраска помещений есть только часть практической цветопсихологии, одним из источников которой является учение Гёте о цвете. Если физик интересуется цветами спектра, которые он связывает с определенной длиной световых волн, то практик — цветом различных тел.
В практике цветовая окраска тел оценивается следующим образом:
1.Основные цвета — это желтый, синий, красный, т. е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда даст бесцветность, т. е. серый цвет.
2. Составные цвета первой степени — цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый —, получаемый от смешения красного и синего.
3. Составные цвета второй степени — цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового; серо-синий — от смешения фиолетового с зеленым; цвет охры — от смешения зеленого с оранжевым и т. д.
«Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета—-желтый, синий и красный (рис. 1). В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершинах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника вместе образуют вписанный шестиугольник.
На таком круге, на противоположных его точках, соединенных на рисунке тонкими тройными диаметрами, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых — основной и другой — составной первой степени. Эти цвета мы называем противоположными, или дополнительными цветами. Каждая цветовая пара противоположных состоит всегда из трех основных цветов. Таким образом в каждой цветовой паре представлен весь цветовой круг.
ИНТЕРЕСНЫЕОПЫТЫ
Если в течение полминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг (рис. 2), вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треугольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика (см. рис. 2). Таким образом, порядок противоположных цветов появляется и в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение — копия.
Следовательно, в этих опытах каждый цвет после длительного и пристального рассмотрения превращается в свою противоположность.
Нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттенком, а серый цвет на зеленом фоне — как серый с красноватым оттенком. Так цвета взаимно связаны друг с другом. Здесь речь идет об единовременном контрасте, в то время как в первом случае, речь шла о контрасте последовательном.***
Нечто подобное наблюдается, когда к бесцветному свету примешивается цветной свет, например, к белому свету примешивается красный. Тогда тени кажутся не серыми, а зелеными, т. е. наблюдается явление, возникающее по принципу противоположности цветов. Точно так же, если в комнате уже зажжена лампа, а в окно проникает еще дневной (более бледный) свет, мы видим тени синими из-за оранжевого искусственного света лампы.
Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы помидоры выглядели красными, нужно уложить их на зеленые овощи; если же мы уложим их на красную бумагу, то они будут казаться бледно-коричневыми, потому что на густом красном фоне они воспринимаются относительно бесцветными.
Если мы хотим, например, для большей яркости рекламного шрифта использовать контраст основного и дополнительного цветов и выберем средне-яркий зеленый цвет на средне-ярком красном фоне (рис. 4), то будем разочарованы результатом — начнется борьба обоих «соперников», и у нас зарябит в глазах. В результате шрифт «читаться» не будет. Для достижения необходимого эффекта следует силу тона одного из цветов уменьшить.
Интересен тот факт, что в разных районах страны внутреннее, свойственное людям отношение к выбору цвета различно.
Внутренние склонности человека к тому или иному цвету связаны с цветом, доминирующим в пейзаже этого района. В непромышленном районе, богатом лесами, не тянутся к зеленому цвету, потому что им насыщена окружающая среда; человек же, работающий на производстве, тоскует по зеленому цвету. На него этот цвет действует активно, в то время как для сельского жителя зеленый цвет является повседневным: он вошел в его «плоть и кровь»1. Таким образом, человек ощущает цвета и вне себя, и в себе. Поэтому та или иная цветовая окраска должна оцениваться с психологических позиций. Известно, что в лабораторных условиях зеленый цвет успокаивает, красный возбуждает, а синий усыпляет. К каждому цвету человек относится исходя из своего внутреннего ощущения. На этой основе можно составить шкалу излюбленных цветов, но один или два цвета будут занимать в этой шкале доминирующее положение. Это и есть так называемые предпочтительные цвета.
________________
***Обаэтиявления (иединовременныйипоследовательныйконтрасты) говорятотом, чтоглазизначальнообладаетсвойствомкакбы«подставлять»дополнительныйцветитемсамым«уравновешивать»цветовой сигнал, симультанносоздаваягармоническиразвитуюпаруосновногои дополнительногоцветов.
(Здесьидалеепорукописипримечанияданынаучнымредактором.)
ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТА
Наблюдения показали, что у каждого человека есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенная симпатия к одним цветам и антипатия к другим, т. е. у человека есть целая шкала любимых цветов. Так как склонность человека к тому или иному цвету может меняться под воздействием материальных или духовных факторов, то возникает мысль, что личную цветовую шкалу можно в известной мере рассматривать как выражение индивидуальности 2.
Шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. У взрослых самый любимый синий, а затем красный цвет. Дети гораздо больше, чем взрослые, любят интенсивные цвета. С наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона.
Разумеется, шкала любимых цветов окажется различной в зависимости от того, устанавливается она на основании опроса или зрительно путем демонстрации таблиц с разными цветами. Испытания с цветными таблицами показали, что выбираются в первую очередь красный или синий цвет, причем более других цветов привлекает красный.
В среднем последовательность предпочитаемых цветов такова:
оранжевый черный
Синий – красный – зеленый - фиолетовый - пастельные тона - белый
коричневый
При изменении состояния человека или внешних условий меняется и оценка им цветов. Так, например, больной лихорадкой воспринимает оранжево-красный цвет не таким ярким, как здоровый. Больному этот цвет кажется более бледным и рассматривает он его как бы через желто-красный фильтр.
Если специалист имеет дело с предметом какого-либо «крикливого» цвета, или с очень резким запахом, или если этот предмет производит какой-то характерный шум, то можно полагать, что его воздействие на органы чувств, вызывающее определенные ощущения, может также воздействовать на психику человека и создавать, например, чувство своеобразного пресыщения этим предметом.
_______________________
1 Характерную зарисовку на эту тему приводит в своих воспомина
ниях художник К. Петров-Водкин.
«Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки. Кто видел после длинного пути через пустыню песков цвет Аральского моря, тот, наверно, подивился его бирюзе, такой специфичной, что она даже перестает характеризовать воду. И после этого, когда столкнешься с человеческой бирюзой куполов и стен самаркандских и ташкентских мавзолеев, то поражаешься мудрости человека, так же тонко, как в природе, разрешившего выход из однообразия цвета пустыни» (К. Петров-Водкин. «Пространство Эвклида», М., «Искусство», стр. 492).
2 Проблема субъективных цветовых сочетаний занимала значитель-
ное место в системе преподавания колористки И. Иттеном в Баухаузе.
Подробное освещение этой проблемы читатель найдет в книге И. Иттена
«Искусство цвета».
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
В практике большую роль играет функциональная пригодность того или иного цвета. Например, в кондитерском производстве не следует увлекаться красным цветом, так как он имеет определенную связь с ощущением «сладкого» и это может привести к чувству пресыщения. В кондитерском производстве применяется «холодный» зеленый или синий цвет, вызывающий ощущение кислого, который должен «компенсировать» розовый цвет, вызывающий ощущение «сладкого».