Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 1 из 21)

1. ЧЕЛОВЕКИЦВЕТ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯЦВЕТОВ

«Цветовая динамика», т. е. целенаправленная цветовая окраска помещений есть только часть практической цветопсихологии, одним из источников которой является учение Гёте о цвете. Если физик интере­суется цветами спектра, которые он связывает с опреде­ленной длиной световых волн, то практик — цветом различ­ных тел.

В практике цветовая окраска тел оценивается следу­ющим образом:

1.Основные цвета — это желтый, синий, красный, т. е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда даст бесцветность, т. е. серый цвет.

2. Составные цвета первой степени — цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый —, получаемый от смешения крас­ного и синего.

3. Составные цвета второй степени — цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового; серо-синий — от смешения фиолетового с зеленым; цвет охры — от смеше­ния зеленого с оранжевым и т. д.

«Естественный цветовой круг» Гёте строится по верши­нам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета—-желтый, синий и красный (рис. 1). В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На верши­нах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника вместе образуют впи­санный шестиугольник.

На таком круге, на противоположных его точках, соеди­ненных на рисунке тонкими тройными диаметрами, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых — основной и другой — составной первой степе­ни. Эти цвета мы называем противоположными, или допол­нительными цветами. Каждая цветовая пара противополож­ных состоит всегда из трех основных цветов. Таким обра­зом в каждой цветовой паре представлен весь цветовой круг.

ИНТЕРЕСНЫЕОПЫТЫ

Если в течение полминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг (рис. 2), вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всма­триваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеле­ным. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треуголь­ник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика (см. рис. 2). Таким образом, порядок противополож­ных цветов появляется и в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зре­ние действует только синий цвет, то способность зритель­ного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза чер­ного цвета в них ощущается белое остаточное отображе­ние — копия.

Следовательно, в этих опытах каждый цвет после дли­тельного и пристального рассмотрения превращается в свою противоположность.

Нейтральный серый цвет на красном фоне воспринима­ется уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттенком, а серый цвет на зеленом фоне — как серый с красноватым оттенком. Так цвета взаимно связа­ны друг с другом. Здесь речь идет об единовременном контрасте, в то время как в первом случае, речь шла о контрасте последовательном.***

Нечто подобное наблюдается, когда к бесцветному свету примешивается цветной свет, например, к белому свету примешивается красный. Тогда тени кажутся не серыми, а зелеными, т. е. наблюдается явление, возникающее по принципу противоположности цветов. Точно так же, если в комнате уже зажжена лампа, а в окно проникает еще дневной (более бледный) свет, мы видим тени синими из-за оранжевого искусственного света лампы.

Противоположные цвета создают всегда резкие контра­сты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы поми­доры выглядели красными, нужно уложить их на зеленые овощи; если же мы уложим их на красную бумагу, то они будут казаться бледно-коричневыми, потому что на густом красном фоне они воспринимаются относительно бесцвет­ными.

Если мы хотим, например, для большей яркости реклам­ного шрифта использовать контраст основного и дополнительного цветов и выберем средне-яр­кий зеленый цвет на средне-ярком красном фоне (рис. 4), то будем разочарованы результатом — начнется борьба обоих «соперников», и у нас зарябит в глазах. В результа­те шрифт «читаться» не будет. Для достижения необходимо­го эффекта следует силу тона одного из цветов умень­шить.

Интересен тот факт, что в разных районах страны вну­треннее, свойственное людям отношение к выбору цвета различно.

Внутренние склонности человека к тому или иному цве­ту связаны с цветом, доминирующим в пейзаже этого района. В непромышленном районе, богатом лесами, не тя­нутся к зеленому цвету, потому что им насыщена окружаю­щая среда; человек же, работающий на производстве, тоскует по зеленому цвету. На него этот цвет действует активно, в то время как для сельского жителя зеленый цвет является повседневным: он вошел в его «плоть и кровь»1. Таким образом, человек ощущает цвета и вне себя, и в себе. Поэтому та или иная цветовая окраска должна оцени­ваться с психологических позиций. Известно, что в лабора­торных условиях зеленый цвет успокаивает, красный воз­буждает, а синий усыпляет. К каждому цвету человек отно­сится исходя из своего внутреннего ощущения. На этой основе можно составить шкалу излюбленных цветов, но один или два цвета будут занимать в этой шкале доминиру­ющее положение. Это и есть так называемые предпочти­тельные цвета.

________________

***Обаэтиявления (иединовременныйипоследовательныйконтра­сты) говорятотом, чтоглазизначальнообладаетсвойствомкакбы«под­ставлять»дополнительныйцветитемсамым«уравновешивать»цветовой сигнал, симультанносоздаваягармоническиразвитуюпаруосновногои дополнительногоцветов.

(Здесьидалеепорукописипримечанияданынаучнымредактором.)

ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТА

Наблюдения показали, что у каждого человека есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенная симпатия к одним цветам и антипатия к дру­гим, т. е. у человека есть целая шкала любимых цветов. Так как склонность человека к тому или иному цвету может меняться под воздействием материальных или духовных факторов, то возникает мысль, что личную цветовую шкалу можно в известной мере рассматри­вать как выражение индивидуальности 2.

Шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. У взрослых самый любимый синий, а затем красный цвет. Дети гораздо больше, чем взрослые, любят интенсивные цвета. С наступлением ста­рости излюбленными становятся серые и пастельные тона.

Разумеется, шкала любимых цветов окажется различной в зависимости от того, устанавливается она на основании опроса или зрительно путем демонстрации таблиц с раз­ными цветами. Испытания с цветными таблицами показали, что выбираются в первую очередь красный или синий цвет, причем более других цветов привлекает красный.

В среднем последовательность предпочитаемых цветов такова:

оранжевый черный

Синий – красный – зеленый - фиолетовый - пастельные тона - белый

коричневый

При изменении состояния человека или внешних усло­вий меняется и оценка им цветов. Так, например, больной лихорадкой воспринимает оранжево-красный цвет не таким ярким, как здоровый. Больному этот цвет кажется более бледным и рассматривает он его как бы через желто-красный фильтр.

Если специалист имеет дело с предметом какого-либо «крикливого» цвета, или с очень резким запахом, или если этот предмет производит какой-то характерный шум, то можно полагать, что его воздействие на органы чувств, вызывающее определенные ощущения, может также воз­действовать на психику человека и создавать, например, чувство своеобразного пресыщения этим предметом.

_______________________

1 Характерную зарисовку на эту тему приводит в своих воспомина­
ниях художник К. Петров-Водкин.

«Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки. Кто видел после длинного пути через пустыню песков цвет Аральского моря, тот, наверно, подивился его бирюзе, такой специфичной, что она даже перестает характеризовать воду. И после этого, когда столкнешься с человеческой бирюзой куполов и стен самаркандских и ташкентских мав­золеев, то поражаешься мудрости человека, так же тонко, как в природе, разрешившего выход из однообразия цвета пустыни» (К. Петров-Водкин. «Пространство Эвклида», М., «Искусство», стр. 492).

2 Проблема субъективных цветовых сочетаний занимала значитель­-
ное место в системе преподавания колористки И. Иттеном в Баухаузе.
Подробное освещение этой проблемы читатель найдет в книге И. Иттена
«Искусство цвета».

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

В практике большую роль играет функциональная при­годность того или иного цвета. Например, в кондитерском производстве не следует увлекаться красным цветом, так как он имеет определенную связь с ощущением «сладкого» и это может привести к чувству пресыщения. В кондитер­ском производстве применяется «холодный» зеленый или синий цвет, вызывающий ощущение кислого, который дол­жен «компенсировать» розовый цвет, вызывающий ощуще­ние «сладкого».