Многие конфуцианцы приносили дары и совершали жертвоприношения в честь умерших, даже если никогда не верили, что их души там присутствуют. Конфуцианцы считали это оправданным потому, что это помогало формировать хорошие привычки уважения к другим. В то же время это способствовало укреплению общества. По этим двум причинам конфуцианство включает почитание предков в число важнейших аспектов человеческого поведения.
При жизни Конфуций был уважаемым учителем, но только одним из многих учителей. Пока он был жив, его славы и известности не были достаточно для того, чтобы его учение было использовано правителями. Напротив, он долгие годы пытался убедить одного правителя за другим использовать его идеи, но все было безрезультатно. У него было несколько верных учеников, которые были уверены в превосходстве его идей, но остальные не были с этим полностью согласны. Понадобилось несколько столетий после его смерти, чтобы учение Конфуция о нравственности начало приобретать большое значение в жизни китайцев. Китайская классика, на которую он потратил столько времени, была принята за основу при сдаче государственными служащими экзаменов для занятия ими правительственных постов. Это ознаменовало время, когда весь строй жизни китайцев стал основываться на конфуцианстве.
В течение более двух тысяч лет мысль Конфуция господствовала в образовании, управлении и культуре. Официально этому был положен конец вскоре после начала нашего столетия, однако, люди меняются не так быстро, как .формы правления. Не все люди сразу забыли старые традиции. Идеалы Конфуция так никогда и не достигли полного воплощения, несмотря на то, что они помогли сформировать китайскую цивилизацию. Иногда правители и политики старались казаться более искренними последователями его учения о нравственности, чем это было на самом деле, надеясь, что эти внешние проявления верности Конфуцию помогли бы им завоевать расположение людей, когда они посмертно осыпают его титулами и почестями или делают это по отношению к его потомкам.
Конфуций был для Китая - и в меньшей степени для Японии - великим учителем. Его почитали намного выше, чем кого бы то ни было за всю историю страны.
Литература:
Попов П. С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904.
Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910.
Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.; Л., 1947.
Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961.
Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961.
Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1972-1973.
Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.
История китайской философии. М., 1989.
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993.
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998
.Задание №6
Вероучительные христианские конфессии | католицизм | Православие | Протестантизм |
Время образования | Сформировалась в I тысячелетии н.э. на территории Западной Римской империи. | Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II-III веках н.э. | Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм". |
Внутренняя организация и глава церкви | Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы. | Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество. | В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы. |
Монашество | Существует монашество, которое с 11-го - 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.) | Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии. | Протестанты отвергают монашество. |
Отношение к браку духовенства | Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью. | Белое духовенство имеет право вступать в брак 1 раз в жизни; чёрное духовенство - монахи - принимают обет безбрачия | Брак или безбрачие - дело личного выбора |
Высший авторитет в делах веры | Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания, католики считают соборы своей Церкви Вселенскими. | Высшие авторитеты - священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м - 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божьей. | Отвергали как святыни, так и паломничество к святым местам. Высший авторитет в делах веры. Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания, католики считают соборы своей Церкви Вселенскими. Высшие авторитеты - священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м - 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божьей. Высшим авторитетом является Библия, существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм ("каждый читает собственную Библию"). |
Догмат о присхождении духа святого | Считается, что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына (лат. filiogue - "и от сына"). Католикам восточного обряда разрешается иметь другое мнение по этому вопросу | Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. | Конфессия, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. |
Учение о Деве Марии | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Существуют молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божьей, Заступницы. | Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. | Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о ней отвергаются. Культа ее нет. |
Учение о чистилище | Существует вера в частный суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище - преддверии рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий. | Существует учение о "мытарствах" ("частный суд") - об испытаниях души умершего после смерти. | Отвергается учение о чистилищах и "мытарствах". |
Таинства | Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; через окропление и обливание), миропомазание (совершается в сознательном возрасте со знанием основ веры), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. | Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения), миропомазание (совершается сразу же после крещения), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. | Разнообразные отношения к таинствам. В большинстве направлений признают два из них - причащение и крещение (в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры); несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств. |
Особенности богослужения, почитания предметов культа и святых | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. Богослужение на национальных языках, а также на латинском. Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. | Главным богослужением является литургия по восточному обряду. В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском. Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. | Разнообразные формы богослужения. Богослужение на национальных языках. Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, - православные иконы. Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты. |
Основные праздники и обряды | Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода - Адвент и Великий Пост, два праздничных - рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием "рядовое время". Выделяется три ранга церковных праздников - "память" (святого или события), "праздник" и "торжество". Два главных праздника литургического года - Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью - Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие. | В исторических формах латинского обряда и иных западных и восточных обрядах нет ничего противного православию. Важнейшее общественное богослужение в православии - Божественная литургия (в России также называемая "обедней"), во время которой совершается таинство Евхаристии - важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без которого она немыслима. Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников (Рождество Пресвятой БогородицыВоздвижение Креста ГосподняВведение во храм Пресвятой БогородицыРождество ХристовоКрещение ГосподнеСретение ГосподнеБлаговещение Пресвятой БогородицыВход Господень в ИерусалимВознесение ГосподнеДень Святой ТроицыПреображение ГосподнеУспение БогородицыДень Святого Духа). | Празднуют наравне со всеми Рождество и Пасху, т. к отвергают почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников. |
Литература
*http://dao.crosna.net/osnovi_bitiya/OSN_RELIGII/hristianstvo/pravos/pravos_pg.htm
• История Христианской Церкви (Смирнов, 1903 г.) (ДД-68р) ZIP 0.3 mb
• Истоки разницы между Западной и Русской Церквами. Русское Православие(ДД-13.7)
• Религии в начале XXI века (ДД-13.8) РА А
• Азбука веры http://azbyka.ru/
• Православные миссионерские листки. Еп.Александр (Милеант, +2005 г.) РПЦЗ http://www.fatheralexander.org/
• Еп.Александр (Милеант, +2005 г.) РПЦЗ. Автор листков (ДД-72)
• Свято-Троицкая Православная школа http://www.holytrinitymission.org/index.php
• Сравнительное богословие. (Васечко) http://www.holytrinitymission.org/books/russian/sravnitelnoe_bogoslovie_vasechko.htm
• Православие и протестантизм: в чем разница? Юрий Максимов http://www