Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми «гидами» по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: «правильный» политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа», кинофильмы, где «наши» всегда правы и непременно побеждают. Хотя массовая культура, безусловно, является «эрзац-продуктом» специализированных «высоких» областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия «малокультурного» потребителя, не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры (сословного типа), аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и практическую актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на индустриальном (национальном) и постиндустриальном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не ясны.[16] Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения (и прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре) эпохи «высоко специализированной личности», компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной «для круглых дураков» информации. В конце концов эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык «два прихлопа, три притопа». Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно. Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике (как об этом мечтали философы-просветители), как это сделать и – главное – нужно ли это вообще? Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа. И есть подозрение, что это надолго.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березин В. Актуальная культура, "Октябрь", №1, 2000 Режим доступа: [http://infoart.vlink.ru/magazine/october/n1-20/berez.htm]
2. Борзова Е.П. История мировой культуры: Учеб. Пособие / Е.П. Борзова - 2-е изд. - СПб, 2002.
3. Гуревич П.С. Человек и культура. - М., 1998
4. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М., 2000.
5. Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН Режим доступа: [http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html]
6. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999 г.
7. Культура: теории и проблемы//Под. ред. Т.Ф.Кузнецовой. - М., 1995.
8. Лотман Ю.М. Феномен культуры//Избранные статьи. - Т. I. - Таллинн, 1992.
9. Махнач В. ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры). Режим доступа: [http://www.russ.ru/antolog/inoe/mahn_o.htm]
10. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека / Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994
11. Петрова М. Л. Теория культуры: Конспект лекций.- СПб., 2002.
12. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века: Массовая культура / В.П. Руднев Режим доступа: [http://www.sol.ru/Library/Kulturology/kultslov/index.htm]
13. Каплан А.Б. Теория культуры. Отечественные исследования/А.Б. Каплан и др. - М., 1996.
14. Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры Режим доступа: [http://www.culture.circle.ru/index.htm]
[1] Махнач В. ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры). Режим доступа: [http://www.russ.ru/antolog/inoe/mahn_o.htm]
[2] Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры
Режим доступа: [http://www.culture.circle.ru/index.htm]
[3] Березин В. Актуальная культура, "Октябрь", №1, 2000
Режим доступа: [http://infoart.vlink.ru/magazine/october/n1-20/berez.htm]
[4] Борзова Е.П. История мировой культуры: Учеб. Пособие / Е.П. Борзова - 2-е изд. - СПб, 2002.
[5] Махнач В. ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры).
Режим доступа: [http://www.russ.ru/antolog/inoe/mahn_o.htm]
[6]Березин В. Актуальная культура, "Октябрь", №1, 2000. Режим доступа: [http://infoart.vlink.ru/magazine/october/n1-20/berez.htm]
[7] Руднев В. Словарь культуры ХХ века: Массовая культура / В. Руднев. Режим доступа: [http://www.sol.ru/Library/Kulturology/kultslov/index.htm]
[8] Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН Режим доступа: [http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html]
[9]Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека / Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. –C. 54[6] Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры Режим доступа: [http://www.culture.circle.ru/index.htm]
[10]Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры Режим доступа: [http://www.culture.circle.ru/index.htm]
[11]Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН
Режим доступа: [http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html]
[12]Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры Режим доступа: [http://www.culture.circle.ru/index.htm]
[13] Борзова Е.П. История мировой культуры: Учеб. Пособие / Е.П. Борзова - 2-е изд. - СПб, 2002. –C. 94
[14] Махнач В. ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры). Режим доступа: [http://www.russ.ru/antolog/inoe/mahn_o.htm]
[15]Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры Режим доступа: [http://www.culture.circle.ru/index.htm]
[16]Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры Режим доступа: [http://www.culture.circle.ru/index.htm]