Министерство культуры и массовой коммуникации РФ
Хабаровский Государственный Институт Искусств и Культуры
СКиИД
ТИиК
Массовая и элитарная культуры
курсовая работа по дисциплине «История МК»
Выполнила:
студентка
424 группы,
Карапузова Т.И.
Преподаватель:
доц. к.и.н. Самохин А.В.
Хабаровск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................................................3
1.Понятие массовая и элитарная культура.......................................................................................6
1.2Основные проявления и направления массовой
культуры нашего времени..........................................................9
1.3Жанры массовой культуры.....................................................................................13
1.4Элитарная культура как антипод массовой культуры.....................................................................................16
1.5Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами.................................................................................18 2.Авторство................................................................................19
3.Проблемы современной отечественной культуры.....................................................................................21 Заключение................................................................................ 23
Список литературы....................................................................27
ВВЕДЕНИЕ
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие). Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины восемнадцатого века. В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура». Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в большинстве случаев эти две культуры друг другу противопоставляются и ,как считают многие исследователи, рассчитаны на разный круг потребителей. Мне же кажется, что сегодня эти культуры составляют единое целое и немногим отличаются друг от друга, поэтому хочется рассмотреть эту тему подробнее. Предметом исследования предстает культура как целостность. Объектомисследования работы являются массовая и элитарная культуры в частности. Цель курсовой работы: Рассмотреть основные принципы элитарной и массовой культур. Цель курсовой работы обусловила необходимость постановки следующих задач:
- выяснить, что представляют собой эти две культуры;
- уточнить направления культур, их особенности;
- определить взаимосвязи между массовой и элитарной культурами.
Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека. В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества. В начале XX века широкую известность получила концепция "локальных" цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества. Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева "Этногенез и биосфера Земли", значительная часть главы "Этногенез и культурогенез" работы "География этноса в исторический период".[1]
В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и порабощения человека (Ницше). В современных условиях многие западные социологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока. Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: внешнее многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах. В рамках же отдельного общества можно выделить: высокую (элитарную), народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов,массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ. При подготовке курсовой работы я использовала несколько источников. Массовая культура, ее проявления, индустрия и проблемы были рассмотрены с помощью работы Флиера[2] как основной, работы Березина[3] как вспомогательной. Рассуждая об элитарной культуре, я отталкивалась от работ Борзовой[4] и Махнача[5].
1.ПОНЯТИЕ МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. Существует несколько мнений по поводу ее возникновения и существования как таковой. Так, американский культуролог Мак Дональд считает, что массовая культура – это и вовсе не культура, а пародия на нее, в ней не может быть нравственных и художественных ценностей. Есть и такая точка зрения, что массовая культура – это современный индустриальный фольклор, но здесь есть несостыковка, так как фольклор выходит из народной среды, а массовая культура навязывается
сверху. Другая позиция- массовая культура – это порождение культуры американской, интернациональной по своей основе. Возникла она потому что в США не сформировалась единая национальная культура (там не было носителей традиционной культуры) Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений. Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола. Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.[6] Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой. Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую. При этом народная культура находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес. Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства. Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимо-соединения и комбинации. Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности , когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом. Именно таким образом массовая культура противопоставляется фундаментальной культуре.Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой.
Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.[7] Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.[8]Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э.Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура.[9]