В постижении духовного решающая роль отдается искусству. «Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством. Путь туда пролагает талант художника». Эта роль художника в глазах Кандинского возрастала еще и потому, что он жил, как и многие его современники, ожиданием великих катаклизмов, претерпев которые человечество войдет в своеобразное «Тысячелетнее царство духовности». Но в этой ситуации на художника возлагается совершенно особая миссия; он может достичь цели только преодолением внешнего, материального начала, проникновением в глубины явлений. [1 ст.,34]
В живописи внутренние искания, по мнению Кандинского, свойственны Россетти, Бёклину, Штуку, Сегантини - то есть художникам, предвещающим и реализующим движение модерна, но в наибольшей мере Сезанну. Позже эту линию развивают Матисс и Пикассо.
Все эти искания внутренней закономерности приводят к тому, что разные виды искусства, несмотря на специфические особенности каждого из них, сближаются друг с другом, их разделяет теперь короткое расстояние, чего не было прежде. Они объединяют усилия, обещая плоды синтеза, который Кандинский именует монументальным искусством. Всё вышеизложенное объединено в первой части книги под названием «Общее».
Вторая же часть посвящена непосредственно живописи и могла бы быть названа «Теорией живописи». Кандинский начинает с вопроса о воздействии на человека цвета, которое может быть физическим и психическим. Последнее - более высокого порядка. При психическом воздействии цвет вызывает душевную вибрацию. Возникают ассоциации - звуковые и вкусовые. Всеми этими средствами цвет может влиять на человеческую душу, исходя из «принципа внутренней необходимости». Кандинский выстраивает такую систему взаимоотношений: «Цвет — это клавиш, глаза - молоточек, душа – многострунный инструмент. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». [4,ст.64.]
В главе «Теория» Кандинский вновь касается вопроса о широте возможностей живописи, о двух пределах, которые стоят справа и слева, о возможном преодолении этих пределов ради достижения «чистой абстракции» и «чистого реализма» Эту тему Кандинский развивает и в своей статье из «Синего всадника» «К вопросу о форме».
Более трети книги занимает ее шестая глава — безусловно, центральная — «Язык форм и красок». Многое из того, что в ней написано, сегодня стало азбучной истиной, повторяется в книгах о цвете и композиции. Некоторые положения были высказаны разными деятелями культуры и до Кандинского — Гете, Рунге, Делакруа, Сезанном. Но Кандинский придал этим положениям программное значение, связав их с проблемой духовности — той проблемой, которая была для него главенствующей. Выявляя те или иные закономерности воздействия разных вариантов цветовых отношений и форм на человека, Кандинский указывает на то, что знание всех этих закономерностей результат интуитивного постижения, художнический опыт, еще не подтвержденный точными науками. Но в будущем, считает автор, точные науки должны подтвердить эти результаты. Кандинский демонстрирует эти взаимодействия, используя строгие геометрические формы - треугольник, квадрат, круг. Каждая из этих форм является своеобразным «духовным существом». Вступая во взаимодействие с цветом, она испытывает воздействие со стороны цвета, который либо подчеркивает ту или иную форму, либо притупляет ее.
Сами формы в своем существовании тоже подчинены определенным закономерностям. Они располагаются на многовариантной шкале между чистой абстракцией и конкретной предметностью, материальностью. Даже материальная форма содержит в себе хотя бы малый элемент духовного. Но абстрактное получает все большее значение в живописи. [1 ст.,35.]
Кандинский освобождает свое искусство от реалистических форм, стремясь найти изобразительный язык для выражения тонких вибраций души, настойчиво сближая живопись с музыкой. Искусство находит как бы новую форму существования, где «каждое произведение есть своя собственная форма».
Принцип внутренней необходимости – так сформулировал художник побудительное начало, следуя которому он пришел к беспредметной живописи. «Выключение предметности из живописи, - писал Кандинский, - ставит, естественно, очень большие требования, способности внутренне переживать чисто художественную форму. От зрителя требуется, стало быть, особое развитие в этом направлении, являющееся неизбежным. Так создаются условия, образующие новую атмосферу. А в ней, в свою очередь, много, много позже создается чистое искусство, представляющееся нам нынче с неописуемой прелестью в ускользающих от нас мечтах» [3.,2.,]
Позиция Кандинского привлекательна и тем, что лишена какого бы то ни было экстремизма, столь свойственного авангарду. Если Малевич, утверждал торжество идеи перманентного прогресса и стремился освободить искусство «от всего того содержания, в котором его держали тысячелетиями», то Кандинский совсем не был склонен воспринимать прошлое как тюрьму и начинать историю современного искусства с чистого листа. И на вопрос — необходимо ли окончательно искусству отказаться от предметного Кандинский отвечает отрицательно. Он считает, что этот отказ сузит возможности живописи. В его представлении художник обладает полной свободой, и его нельзя ставить в условия категорического долженствования. Возможно пользование разными средствами и формами, главное, чтобы художник подчинялся принципу внутренней необходимости, о котором Кандинский часто напоминает. Внутренняя необходимость основана на выявлении особенностей, свойственных индивидуальности, данной эпохе и национальности; к этим факторам присоединяется еще один — выражение в искусстве вечно художественного начала. Такой союз внутренне противоречив.[1. ст.,36]
«Художник должен быть слепым по отношению к «признанной» или «непризнанной» форме и глухим к указаниям и желаниям «времени».[4. ст.,86.]
Не менее чем закономерности отношений цвета и формы, важны принципы взаимоотношений цветов друг с другом. Из тех закономерностей, которые существуют во взаимоотношениях красок, следует извлекать новые гармонии, которые непохожи на прежние.
«Борьба тонов, утраченное равновесие, рушащиеся «принципы», внезапный барабанный бой, великие вопросы, видимо бесцельные стремления, видимо беспорядочный натиск и тоска, разбитые основы и цепи, соединяющие воедино противоположности и противоречия - такова наша гармония.»[4. ст.114]
Для достижения этой новой гармонии годятся разные средства, и формы лишь бы они были подкреплены внутренней необходимостью... [1. ст.36.]
Список используемой литературы:
1. «Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. Москва «Галарт»1994 Д.В.Сарабьянов,Н.Б.Автономова.
2. «Ступени» В.В.Кандинский
3. «О духовном в искусстве» В.В. Кандинский
4. использованы материалы с сайтов eureka@ eurekanet.ru;starat@yandex.ru