В 1919 году Викинг Эггелинг создал свои первые экспериментальные фильмы. Используя опыт графики, и применяя ритмическое чередование то усиливающихся, то ослабевающих тонов черного и белого цвета, Викинг пытался найти принципы изобразительного ритма. Независимо от него сходные опыты проделывал Ганс Рихтер. Результатом творческих экспериментов Эггелинга являются «Диагональная», «Вертикальная» и «Параллельная» симфонии. [6]
В 1921 — 1925 годах Ганс Рихтер создает серии увеличивающихся и уменьшающихся квадратов, меняя одновременно их цвет. Эти короткие ленты он назвал «Ритм 1921», «Ритм 1923» и «Ритм 1925». Опыт Рихтера использовали для рекламных фильмов Гвидо Зебер и Пауль Лени.[6]
После 1925 года абстракционизм в немецком кино перестал существовать. Умер Эггелинг, а Ганс Рихтер начал снимать фильмы обычным методом и всерьез занялся вопросами теории искусства кино. В дальнейшем Рихтер перешёл к репортажам.
1.3. Русский авангард
Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции 1917 и отличался разноплановостью своих художественных поисков. Основные тенденции в развитии советского киноавангарда:
· Документальное кино — Дзига Вертов.
· Игровое кино — ФЭКС, фильмы Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Характерной особенностью является значительное влияние театра.
Политически ангажированный кинематограф - в самых разных жанрах - историко-революционном Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, комедийном Лев Кулешов.
· Научное кино — Владимир Кобрин[8]
«Дух кинематографа всегда будет опережать его технику. Некоторые, отметив это явление, вывели заключение о существовании некоего авангарда в кино и свели проблему к мелкой дискуссии о школах и о борьбе самолюбий. Они не видят, эти недалекие люди, что все кино, вернее, все то, что может в кино идти в счет, является авангардом, ибо все мы, «люди кино», стремимся к его прогрессу».
Рене Клер[7]
«Советский киноавангард 1920-х годов» посвящен начальным шагам советской кинематографии. Первых значительных успехов она достигла в контексте художественного авангарда – ведущего стилевого направления европейского искусства 1920-х годов. Процесс обновления киноискусства и формирования нового кино осуществлялся под влиянием модернистского искусства и в результате «социализации» культуры.[8]
Киноавангард в СССР появился благодаря программе коммерческих фильмов, показанных в Москве Ильей Эренбугом. Но не менее интересно посмотреть, как на социально ориентированное советское кино повлияли беспредметные эксперименты западных авангардистов. Среди них нужно отметить в первую очередь "Механический балет" Фернана Леже.
Киноведы считают, что его "танец бутылок" повлиял на "танец стаканов" на столе Временного правительства в "Октябре" Сергея Эйзенштейна.
1.4. Бельгийский авангард
Представителем авангарда в Бельгии был журналистШарль Декейкелер, кинокритикбрюссельской газеты «Дернье нувель». В 1927 году он снял фильм «Бокс», кинематографический эквивалент стихотворения Поля Бери, описавшего напряженную атмосферу схватки на ринге. Особенностью фильма было контрастное использование позитивных и негативных кадров для достижения драматического эффекта. [4]
Некоторые усматривали в «Боксе» влияние репортажного стиля Вальтера Руттмана из «Симфонии большого города».
1.5. Голландский авангард
В Голландии в 1928 годуфильмом о стальном мосте, соединяющем берега Мёзы, дебютировал Йорис Ивенс. Йорис Ивенс начинал с позиций, близких формалистическому авангарду («Мост»). Но в дальнейшем он снимал фильмы на социальную тематику. Ивенс был основателем Лиги кино, которая приглашала на доклады в АмстердамЭйзенштейна и Пудовкина. [4]
1.6. Американский авангард
До второй мировой войны в США было несколько режиссеров снимавших авангардные фильмы и работавших, в основном, в одиночку. В качестве примера американского авангарда, Сергей Комаров приводит два фильма Джемса Крюзе («Нищий в седле фортуны» и «Голливуд»), вышедших на экраны в 1923—1925 годах. В этот период Джеймс Уотсон Сиблей и Мелвилл Уэббер сняли фильмы «Падение Дома Эшеров» (1928), и Лот в Содоме (1933).[6]
В 1943 году Майя Дерен снимает фильм «Сети полудня», фильм оказавший влияние на дальнейшее развитие американского авангарда. Творческий почерк Майи Дерен был связан с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов, Жана Кокто, и предвосхитил появление американского андерграунда. В 1986 Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.
2. Влияние на культуру
Авангардный фильм именно в силу своей авангардности, т.е. стремления преодолеть привычные нормы (социальные, моральные, эстетические), в том числе и в сфере конвенций построения кинофильма, подачи изображения на экране и т.д.,- был доступен и интересен лишь незначительной части зрительской аудитории своего времени.
Во Франции, по крайней мере в Париже, где в 1920-х годах были созданы киноклубы и специализированные залы для элитной киноаудитории, отечественные и зарубежные авангардные фильмы все же находили своего зрителя. Я не располагаю информацией о ситуации в США в 1920–1930-х годах, но думаю, что система параллельного (некоммерческого) проката там отсутствовала, и авангардистские фильмы (за редчайшими исключениями) показывались несколько раз узкой аудитории, затем исчезали из поля зрения режиссеров, киноведов, зрителей и практически не оказывали влияния на развитие киноискусства (в отличие, например, от литературы и живописи, где авангардисты составили основу корпуса классиков XIX–XX веков).
Ничего удивительного: революция (Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция произошедшая в России в октябре 1917 года), как Кронос, пожирает собственных детей.
Авангард как этап с имманентной художественной логикой развития он был исчерпан в мире к концу 60-х годов. Для советского подпольного искусства 70-х - первой половины 80-х годов авангард был оборотной стороной тоталитаризма, политического и эстетического. Выход из подполья в последние годы оказался и расставанием с авангардом как главенствующим методом.
3. Киноавангард 21 века.
Казалось бы, в таких условиях авангардное кино вполне могло исчезнуть. И оно, действительно, исчезло, как социальное явление подпольной культуры. Но оно продолжает существовать как нормальная, равноправная область кинематографического творчества.
На данный момент авангардное кино является весьма самостоятельной и обособленной областью. Оно не стремится вписаться ни в какие привычные культурные схемы и, за отдельными исключениями, ни имеет ничего общего ни с так называемой "молодежной культурой", ни с рок-культурой, ни с андерграундом.
Нельзя говорить и о какой-то определенной эстетике авангардного кино, хотя бы потому, что в нем работают авторы, часто совершенно непохожие друг на друга. Внешне их подчас ничто не объединяет. Но, пожалуй, о некоторых общих чертах сказать можно.
Режиссеры авангардного кино не стараются копировать принципы и схемы большого, "прокатного" кино. Можно сказать, что они вообще не осознают свои работы как часть кинематографа, отдельного вида искусства. Те, кто работает на видео, также не подражает ни видеоклипам, ни другим коммерческим формам видеопродукции. Гораздо более существенным для авангардного кино является контекст всего искусства в совокупности его видов и форм. Поэтому иногда для внутреннего развития режиссеров книги, выставки или серьезная современная музыка становятся важнее, чем кино - или видеофильмы. Процессы, происходящие в современной культуре, ее контекст - вот, пожалуй, единственное, на что ориентируются все авторы - авангардисты.
За прошедшее десятилетие во всем мире съемки и показы экспериментального кино приобретали все больший и больший успех, и на данный момент можно категорически заявить, что авангардное кино на данный момент как никогда жизнеспособно.
Достижений авангардного кино первых десяти лет XXI столетия.
10 Лучших режиссеров и видио работ с 2000 -2009 год:
1. Натаниэл Дорски
2. Джеймс Беннингс
3. Кен Джейкобс
4. Льюис Клар
5. Стэн Брэкедж
6. Фил Соломон
7. Роберт Биверс
8. Дэвид Гэттен
9. Питер Хаттон
10. Майкл Робинсон
1. НА МОРЕ /At Sea/, Питер Хаттон, США, 2007
2. КУВШИН РАЗНОЦВЕТНОГО СВЕТА /Pitcher of Colored Light/, Роберт Биверс, США/Швейцария, 2007
3. АХ, СВОБОДА /Ah Liberty!/, Бен Риверс, Великобритания, 2008
4. НАБЛЮДАЯ ЗА ОБЛАКАМИ /Observando el Cielo/, Жанна Лиотта, США, 2007
5. ДЕСЯТОЕ НЕБО /Ten Skies/, Джеймс Беннинг, США, 2004
6. ЧЕТВЕРТЫЕ ЧАСЫ /The Fourth Watch/, Дженни Гейзер, США, 2000
7. СЕРДЦЕМИРА /The Heart of the World/, ГайМэддин, Канада, 2000
8. ЧЕРНО-БЕЛЫЕТРИППЫ, НОМЕРТРИ /Black and White Trypps Number Three/ БенРассел, США, 2007
9. РАСПАДВЫМЫСЛА /The Decay of Fiction/ ПэтО'Нил, США, 2002
10. БОГДНЯСНИЗОШЕЛДОНЕГО /The God of Day Had Gone Down Upon Him/, СтэнБрекедж, U.S., 2002
Заключение
Киноавангардисты внесли очень весомый вклад в развитие теории и эстетики кинематографа. Так уже в начале 20-х годов появились статьи в периодических изданиях, книги о специфике киноискусства, о композиции кинообраза, о ритме в кино.
Киноавангард заложил теоретическую и практическую основу для дальнейших творческих поисков в области экспериментального кинематографа.
Основной смысл авангарда - испытать неизведанное, продемонстрировать условность социальных, моральных, эстетических норм. В институциональном плане авангард существует за пределами коммерческого искусства (его аудитория предельно узка - это другие творцы-авангардисты, друзья и знакомые автора, он сам), за счет спонсорства или доходов, получаемых художником из других источников.