Пять бирюзово-зелёных луковицеобразных куполов крупного размера, поставленных на массивный куб из добротных красных кирпичей, составляют архитектурную композицию храма. Этот стиль является характерным для многих храмов средней полосы России, а невысокая кирпичная шатровая колокольня, примыкающая непосредственно к храму, со множеством кокошников и других украшений, дополняет общий ансамбль. Наличники окон (каждое окно обрамлено двумя пилястрами с капителями и завершено шлемовидной аркой), кокошники, балясины, аркатурный пояс (сделаны из белого известняка или окрашены в белый цвет) по кирпично-красному фону храма образуют белокаменное кружево, подчёркивая строгость и монолитность архитектурных форм, массивность и вместе с тем лёгкость и изящество всего строения.
Храм трёхпридельный: центральный – во имя Святых Двенадцати Апостолов, правый посвящён Святителю Николаю Чудотворцу, а левый – Великомученице Екатерине. Иконостас деревянный (в центральной части трёхъярусный, а в боковых приделах двухъярусный), позолоченный, богато украшен резьбой. Шесть больших и три средних резных киота в стиле иконостаса в центральном нефе составляют единый ансамбль и придают необыкновенно радостный и нарядный вид интерьеру храма. Это впечатление усиливается ещё тем, что полы храма, алтаря, солеи и широкая дорожка посредине храма от входных дверей до амвона – всё это выложено многоцветной, прекрасно подобранной цветовой гаммы метлахской плиткой. У западных врат храма на чугунных столбах сооружены хоры, на которых располагаются певцы правого хора. Стены храма расписаны художественными изображениями и растительным орнаментом. Копии картин многих известных художников украшают храм: В. М Васнецова (Распятие, князь Владимир и равноапостольная Ольга), проф. Маркова (Господь Саваоф), проф. Сорокина (четыре евангелиста в парусах храма), Гофмана (12-летний Иисус среди учителей, спасение утопающего апостола Петра, проповедь Христа из лодки), Плокгорста (Христос у Марфы и Марии, Вход Христа в Иерусалим, Христос благословляет детей) и другие.
К чтимым святыням храма относятся: икона Страстного Спасителя, иконы Матери Божией Тихвинской, Успения (над царским вратами главного алтаря, спускаемая на чтение акафистов в Успенском посту), Святителя Николая – перенесены из тульского Успенского женского монастыря; икона Божией Матери «Троеручица» - из церкви великомученика Георгия на Ржавце, икона Божией Матери Боголюбской – из церкви Флора и Лавра, деревянный крест, полученный из Иерусалима.
Размеры храма:
площадь трёх алтарей – 95,9 кв. м;
площадь средней части – 222,3 кв. м;
площадь притвора – 21,3 кв. м;
Всего: 339,5 кв. м.
Высота купола внутри храма 21,5 м, высота потолка в главном алтаре 8 м. Храм вмещает от 900 до 1350 человек. Общая площадь земельного участка 7777 кв. м (главным образом фруктовые сады).
В храме совершаются регулярные богослужения.
УСПЕНСКИЙ СОБОР (БЫВШИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ) ХОЛОДНЫЙ (ЛЕТНИЙ)
Кремль
По предположению исследователей, в середине вновь построенного в 1520 г. каменного кремля находилась первоначально деревянная церковь. В 1626 г. эта церковь носила название Архангельского собора и имела придел в честь Василия Парийского. В 1684-1685 гг. была построена первая каменная церковь и при ней небольшая колокольня. Новый собор назывался Успенским и имел два придела: Архистратига Гавриила и Тихона Амафунтского.
Ныне существующий собор построен в 1762-1766 гг. Имя талантливого зодчего, создавшего собор, не сохранилось. В 1767 г. с правой стороны собора был освящён придел во имя Святого Иоанна Златоуста, упразднённый в 1799 г. В 1772 г. к западу от собора начата постройка четырёхъярусной, с высоким позолоченным шпилем, колокольни (с часами) по проекту архитектора Праве. Колокольня закончена после 1781 г. Под колокольней находился небольшой храм в честь Святого Тихона Амафунтского (1778 г.) с приделом Святого Иоанна Златоуста (1853 г.). В 1913 г. в Тихоновом приделе временно совершали богослужение единоверцы города Тулы. Колокольня сгорела и разобрана в 1936 г.
Архитектурный план храма предельно ясен и монументален: над мощным и почти кубическим объёмом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь с выступающей закруглённой апсидой.
С простым объёмным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление в нарядных формах русского барокко. Все фасады собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид.
Успенский собор примечателен не только по архитектурному исполнению, но и по своей уникальной внутренней стенной росписи. Собор был расписан в 1765-1767 гг. «града Ярославля посадскими людьми стенного писания». Фрески замечательны и по технике исполнения и по художественному стилю, а особенно по глубине и содержательности тематики. Эта роспись – последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Ярославские мастера живописи в Туле повторили прекрасные настенные росписи церкви Святого Пророка Илии своего родного города.
Находясь в зависимости от ярославских подлинников, фрески тульского Успенского собора имеют свои особенности, как в отношении изображений, так и в стиле писания. Фресковая живопись, обычно носящая традиционный характер, в Успенском соборе отразила новые декоративные особенности (костюмы, палаты, ландшафты) и новые эстетические запросы XVIII века.
Из всей стенной живописи собора особенно следует выделить картины, составляющие два определённых тематических комплекса: семь картин, изображающих Вселенские Соборы; четыре картины на западной стене храма, передающие содержание книги «Песнь Песней».
О последних картинах необходимо сказать подробнее. Передать в красках (иллюстрировать) книгу повествовательного содержания не всегда бывает легко, а изобразить в картинах книгу поэтически-аллегорического направления (какой и является «Песнь Песней») – удел немногих художников. Перед живописцами стояли задачи не только изобразить известные персонажи, но и отыскать самим для себя, а затем преподнести зрителям единство основной идеи текста, сконцентрировать в четырёх картинах восемь глав труднейшей для понимания книги, которая, по выражению проф. А. А .Олесницкого, явилась «неуловимой загадкой, предложенной человеческому духу Духом Абсолютным».
С этими задачами ярославские мастера блестяще справились: картины отличаются художественным вкусом по своей композиции, мастерством исполнения и глубиной понимания текста. Уже само избрание темы живописи – книги Библии, никогда не читаемой в церкви, - свидетельствует о широте и самобытности ярославских и тульских создателей архитектурно-художественного памятника.
Книга «Песнь Песней», допускающая различные толкования её текста, в фресках Успенского собора приобретает ещё и новое, принципиально отличающееся от других, раскрытие её основной идеи. Богословский экзегес библейской книги выносится на стены храма, а фрески наглядно изъясняют символику духовного союза Христа-Искупителя и учрежденной им церкви.
Большую художественную ценность представляет деревянный резной золочёный шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками.
С 1966 г. осуществляется комплексная реставрация собора.
Внутри собора с правой стороны около амвона, у стены, погребён архиепископ Никандр (Покровский, умер в 1893 г.), управлявший епархией более 30 лет.
Собор являлся свидетелем многих исторических событий нашей Родины: из собора после напутственных молитв ратные люди уходили на сражение с врагами, в нём же проходили встречи воинов после побед русского оружия.
В соборе хранились исторические реликвии: три знамени тульского ополчения 1812-1814 гг. и одиннадцать знамён войск, принимавших участие в крымской кампании 1855-1856 гг.
Собор возвращён верующим, в нём регулярно проводятся богослужения и продолжается реставрация.
ХРАМ ВО ИМЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Советский пер., 1
Единственный в Туле архитектурный памятник XVIIв., сохранившийся в почти неизменном виде. Церковь – образец пятиглавого храма московского типа, распространённого в городах и сёлах Руси XVIIв.
Два ряда окон на рубеже XVIII-XiXвв. были расширены. Бесстолпное пространство церкви перекрыто сомкнутым сводом, на котором установлены пять глухих барабанов. Таким образом, всё пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишённым какой-либо практической функции.
К западу от церкви находится небольшая трапезная, расширенная в 1858 г. К северо-западному углу трапезной примыкает высокая колокольня, завершённая сравнительно небольшим шатром. Главка колокольни была покрыта листовым железом по металлическому каркасу, а небольшие главки самого храма сделаны из особого кирпича и были покрыты черепицей, вероятно, зелёного цвета. Интересен орнамент из декоративных чугунных плит, вделанных в каменный пол трапезной.
В 1687 г. Благовещенская церковь была деревянной и имела придел Святого Василия Блаженного. В каменной церкви с 1692 г. были освящены два боковых придела – в честь Святителя Леонтия Ростовского и иконы Иверской Божией Матери.
С 1892 г. при церкви открыта церковно-приходская школа.
В настоящее время церковь действует.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
Площадь Челюскинцев, угол ул. Революции
Образование прихода относят к 1611 г., когда был воздвигнут деревянный храм с приделом Великомученика Дмитрия Солунского. После пожара в 1696 г. была построена каменная церковь с приделом во имя Трёх Святителей.