ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ (ВСЕХСВЯТСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ) (КАФЕДРАЛЬНАЯ С 1944 г.)5
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ.. 7
УСПЕНСКИЙ СОБОР (БЫВШИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ) ХОЛОДНЫЙ (ЛЕТНИЙ)10
ХРАМ ВО ИМЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)13
ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)14
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)15
ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ)17
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКОЙ (СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА)18
ХРАМ ВО ИМЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ В ПАВШИНСКОЙ СЛОБОДЕ)19
ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ НА РЖАВЦЕ (НИКОЛЫ НА РЖАВЦЕ)20
ХРАМ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (ДМИТРОВСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ)21
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЗА МОСКОВСКОЙ ЗАСТАВОЙ.. 22
Многочисленные церкви Тулы являлись не только местом молитвы наших благочестивых предков, но и своего рода историческими вехами – ориентирами всей культурно-исторической жизни города.
Архитектурные памятники прошлого требуют особого подхода к себе и бережного, внимательного изучения и сохранения.
Каждый из них имеет свою «биографию», отразившую определённый этап жизни нашего города. К памятникам прошлого нельзя подходить с предвзятых позиций, формально или бюрократически, это не только здания, стоящие на балансе местной городской управы, и объекты, имеющие определённый инвентарный номер. Кроме видимой, материальной ценности храмы несут иное содержание. Храм – обитель Духа Святого, там человек приобщается к святому и вечному. Храм имеет большое значение в воспитании духовности.
Здание храма является выражением определённых идей и стремлений общества определённого периода. Изучая строительство церковно-архитектурных памятников, мы ближе и глубже воспринимаем жизнь наших предков, их быт и интересы, входим в дух времени данной эпохи. Построение храма связано с глубокими социальными и духовно-нравственными причинами, давшими возможность осуществить саму постройку и наложившими известную печать на весь храм в целом.
Архитектура храма свидетельствует об эстетическом вкусе, художественных запросах определённой исторической эпохи. Перед историками-краеведами стоит целый ряд вопросов чисто нравственного и культурно-этнографического характера: почему храм построен вданном месте, кто был архитектором-проектировщиком, почему он посвящён определённому событию или памяти именно этого святого. Вызывают интерес и те художественные ценности (живопись, древние иконы, шитьё), которые были в храме, и их судьба. Ответ на многие поставленные вопросы по всем храмам дать невозможно, но в отношении наиболее значительных требуется их детальное изучение.
Сооружение храмов связано не только с личными чувствами или желанием одного лица – очень часто храмоздательство выражало волю более или менее значительно числа жителей города. Люди прежних поселений, поражённые тем или иным событием, оставляли своим потомкам в назидание каменную летопись архитектуры – воздвигали на памятных местах или в память каких-либо событий храмы как живые свидетельства происходившего.
По необъятным просторам нашей Родины повсюду встречаются эти молчаливые (но не немые!) памятники прошлого. Архитектурные памятники Москвы, Киева, Владимира, Суздаля, Петербурга являются свидетелями истории русского государства. Храм Покрова на Нерли, несущий на себе «печать тонкой поэзии», храм-памятник на Куликовом поле и множество других их каменных собратьев есть наглядная летопись величия и славы, подвигов и страдания русского народа.
Такое воплощение в камне идей, чувств, охватывающих народ в определённый исторический момент, можно проследить и в церковно-архитектурных памятниках нашего города.
Панорама Тулы на рубеже ХХ столетия неотделима от множества храмов и колоколен. Всего в городе к 1917 г., считая вместе с домовыми, было 66 православных церквей. Многие ценные памятники церковного зодчества не сохранились. Живых свидетелей прошлого становится с каждым годом всё меньше. Полного списка и описания храмов не существует, и только народная память ещё хранит воспоминания о них.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ (ВСЕХСВЯТСКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ) (КАФЕДРАЛЬНАЯ С 1944 г.)
Ул. Л. Толстого, 79
На открытом в 1771 г. Вне города («на посаде») кладбище была построена в 1773 г. Деревянная церковь, которая в 1776 г. Была заменена каменным храмом во имя Второго Пришествия с приделами во имя Лазарева Воскрешения (в левой стороне) и в честь Всех Святых (правый придел). В 1825 г. было закончено построение верхнего храма во имя Преображения Господня с приделом в честь Воскресения Христова (освящён в 1863 г.). 30 лет (с 1833 по 1863 г.) заняло построение величественной трёхъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем (высота колокольни до креста 82 м). Несмотря на то, что между началом строительства обоих объектов – церкви и колокольни – прошло более полустолетия, архитектору-проектировщику Василию Федосеевичу Федосееву, как талантливому зодчему, удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля: характерные портики со спаренными колоннами на углах храма построены зодчим в обоих верхних ярусах колокольни. В 1867 г. на углах первого яруса колокольни установлены фигуры трубящих ангелов.
По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму второй половины XVIIIстолетия. Влияние эпохи барокко сказалось в усложнённости церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах в углах здания, в сложной креповке карнизов. Постройка церкви была начата через год после окончания сооружения здания Академии художеств в Петербурге, и на архитектурных формах Всехсвятской церкви сказалось явное влияние выдающегося творения А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Вален-Деламота. Бросающееся в глаза взаимное несоответствие монументального основного объёма здания и явно недоразвитого его пятиглавия объясняется тем, что 8 августа 1790 г. обрушился один из пяти венчавших церковь крупного габарита куполов, вследствие чего была произведена реконструкция всего здания. На основании сходства с тульской церковью Рождества Богородицы (Зареченский район) предполагается, что автором нового завершения храма был тульский архитектор-самородок К. С. Сокольников.
В нижнем храме Второго Пришествия местные иконы были писаны «аттестованным иконописцем и тульским оружейником» Григорием Ивановичем Белоусовым, который, по его собственному выражению, «имел иконописное художество, писанное “из яйца”» (донесение Г. Белоусова Тульской консистории в 1763 г.)
В 1901 г. Тульская городская дума постановила соорудить на Всехсвятском кладбище храм-усыпальницу во имя Макария Жабынского. К храму предполагалось пристроить два изолированных помещения: для умерших от заразных болезней и для хранения трупов продолжительное время.
26 июля 1902 г. состоялась закладка храма-усыпальницы и всесословной богадельни на юго-восточной стороне Всехсвятского кладбища.
Построены эти здания не были, но до сих пор сохранился котлован на том месте, где планировалось строительство.
Из современных кафедральных соборов тульский Всехсвятский является одним из величественнейших произведений искусства, его внутренняя композиция производит незабываемое впечатление торжеством и нарядностью интерьера. Построенный на возвышенной местности, он виден со всех точек города, доминирует на общем фоне города и своей стройной колокольней прекрасно вписался в общую панораму Тулы.
Стены нижнего, а затем и верхнего храма были в 1955-1960 гг. расписаны картинами на библейские темы московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. Художники для стенописи брали лучшие образцы известных мастеров кисти, все сюжеты и орнаменты выполнены на высоком уровне.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ
Ул. Оборонная, 92
На южной , так называемой «Воронежской», окраине г. Тулы, «близ Конной площади», в 1898 г. был поставлен первый деревянный храм в честь Святых Двенадцати Апостолов. В «Клировых ведомостях» за 1907 г. об этой церкви сказано: «Деревянная церковь пожертвована церковным старостой села Никольского на реке Упе, Одоевского района, с согласия причта и прихожан. Перевезена в Тулу и установлена на Конной площади с добавлением нижнего леса». Церковь освящена 17 декабря 1898 г. епископом Тульским Белевским Питиримом.
Любовь наших предков к храмоздательству побудила из построить новый, большой каменный храм, который был заложен 8 июля 1903 г. тем же епископом Питиримом рядом с деревянной церковью Двенадцати Апостолов. До наших дней небольшая часовня у западных входных дверей храма ограждает место Святого Престола прежнего деревянного храма. Деревянная церковь была вновь разобрана и перевезена в 1908 г. в село Товарково Богородицкого района. Постройка каменного храма была закончена в 1908 г., а колокольня окончательно выстроена в 1909 г. (до этого в ограде стояла временная звонница на четырёх столбах).
Строителем храма считается местный кондитер Василий Евлампиевич Сериков (умер в 1919 г.), прах которого покоится у южной стены храма. Несмотря на то, что современное здание храма построено только в начале ХХ столетия, оно состоит в списке архитектурных памятников города, охраняемых государством.
В 1912 г. при храме были церковно-приходская школа, в которой обучались 9 мальчиков и 15 девочек, и рядом приходская богадельня для престарелых на 5 человек. Оба эти здания и сейчас стоят при входе в церковную ограду со стороны улицы Алексеева.