Смекни!
smekni.com

Своеобразие романтизма в России (стр. 5 из 5)

Начало 19 в. - это годы первого и яркого расцвета жанра романса. Появляется скромная искренняя лирика А. А. Алябьева (1787-1851). Он писал романсы на стихи многих поэтов («Соловей» на стихи Дельвига, «Зимняя дорога», «Я вас любил» на стихи Пушкина). Алябьев писал и оперы.

А. Е. Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, романсы: «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус» и др.

Самое видное место занимают романсы Глинки. Никто другой тогда еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина, Жуковского, Баратынского. Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - современник Пушкина (на 5 лет моложе Александра Сергеевича), классика русской литературы, стал основоположником музыкальной классики.

Первые его произведения романтичны по своему характеру - эпоха была неспокойной. Глинка был среди народа на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., а среди декабристов были учитель Кюхельбекер, друг Михаил Глебов, сослуживец Александр Бестужев. Глинку вызвали на допрос. Обеспокоенный отец увез его в Новоспасское. 13 июля казнили декабристов. Осенью 1826 г. Глинка возращается в Петербург, где довольно часто встречается с А.С. Пушкиным на музыкальных вечерах то у Дельвига, то у Олениных.

Глинке хотелось написать крупное произведение, но в России негде было учиться и он уезжает в Италию в 1830 г. Выучив итальянский язык он взялся за самостоятельное изучение итальянской музыки и оперы. Здесь он познакомился с творчеством Россини и Беллини. Здесь впервые зародилась мысль написать национальную русскую оперу. Через несколько месяцев он вернулся на Родину и начал работу над оперой. 27 ноября 1836 г. опера о подвиге русского человека под названием «Жизнь за царя» увидела свет в Большом театре.).

В опере изображаются события 1613 г., времена освободительной борьбы против польских захватчиков под руководством Минина и Пожарского. В этой опере соединялись лучшие достижения европейской музыки и подлинная народность.

Успех этой оперы окрылил композитора, и он задумал новое сочинение - оперу «Руслан и Людмила». Эта опера была в свое время оценена по достоинству немногими, но среди них был всемирно известный композитор Ф. Лист. Несмотря на жизненные трудности в эти же годы Глинка создал много и других замечательных произведений - музыку к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом», тоже на слова Кукольника. Памятью о глубоком чувстве Глинки к Екатерине Керн остался романс «Я помню чудное мгновенье». Всего Глинка написал 80 романсов, песен, арий на стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова.

Весной 1844 г. Глинка отправился в новое путешествие во Францию, а оттуда через год - в Испанию. Результатом испанской поездки были 2 симфонические увертюры: «Арагонская охота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848). В 1848 г. появилась «Камаринская» - сочинение для оркестра. Об этом сочинении Чайковский сказал, что вся русская симфоническая музыка повела свое начало от «Камаринской».

Д. Шостакович назвал Глинку отцом русской музыка.

В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего 19 в.

Библиографический список.

1. Георгиева,Т.С. Русская культура: история и современность [Текст] / Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт, 1999. – 576 с.

2. Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство [Текст] /Т. В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с

3. Яковкина, Н.И. История русской культуры XIX век [Текст] / Н.И. Яковкина. –СПб.: Изд. «Лань», 2002. — 576 с.