Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.
По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал к ее возведению, как только занимал престол.
Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом.
2.3. Типы сооружений
В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.
Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.
Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.
Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.
Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины (см. Приложение рис.3.)
Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.
Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.
Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.
Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.
Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.
Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:
· Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)
· Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)
· Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)
· Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)
· Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)
В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.
Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.
Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.
Тем не менее, различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.
Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.
Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.
2.4. Основные шедевры
В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э. Это единственная из известных древнеегипетских царских усыпальниц, почти не разграбленных охотниками за сокровищами. В ней прекрасно сохранились мумия Тутанхамона в нескольких саркофагах и более трех с половиной тысяч предметов погребального инвентаря. Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения.
Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона (см.Приложение рис.4.)
Обелиск - это монолит, выточенный в виде четырехгранного столба, сужающегося кверху и заканчивающегося маленькой пирамидкой - пирамидионом.
Согласно представлению римского историка Плиния Старшего, обелиски - это изображения в камне солнечных лучей. Вертикальная форма обелиска символизировала устремление ввысь, к вечности.
Египтяне называли их tekhenu, но именно древние греки стали их называть обелисками из-за остроконечной формы.
Слово «обелиск» происходит от древнегреческого «obeliskos», что буквально означает «небольшой вертел», это слово можно перевести как «пика», «копье».
Интересна технология создания и подъема обелисков. В скальные трещины вбивали деревянные клинья, которые долго пропитывали водой. Со временем дерево разбухало и отрывало от скалы каменные глыбы. Камнетесы умели направлять линию отрыва блока камня от материковой скалы. В каменоломнях глыбе придавали форму обелиска.
Затем монолит перевозили по Нилу к месту его окончательной отделки, где шлифовали его грани и высекали на них надписи. Пирамидион покрывали листами позолоченной меди. Затем обелиск тащили на деревянной платформе вверх по песчаному склону к месту его установки.
В 280 км от Асуана, почти на самой границе расположен маленький городок Абу-Симбел. Храмы Абу-Симбела являются неотьемлемой частью древней египетской культуры и архетектуры. В озноменование своей победы над хеттами Рамзес приказал воздвигнуть себе храм в Абу-Симбеле, и в скале были вырублены — большой для фараона и малый храм для его жены Нефертари. В фасадных статуях были вырублены сам фараон и 3, покровительствующих ему и его армии бога — Амон, Ра и Птах, причем богам фараон велел придать собственный облик. И ныне вход в храм украшают четыре 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона, у ног которого примостилась многочисленная семья. Малый же, богато украшеный храм, вырубленый для царицы Нефертари посвящен богине Хатор (см.Приложение рис.5.)