В IX – X веках большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI веке культура вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горох Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.
Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников является пирамида Кукулькана – «Пернатого Змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, сто внутри нее находится ещё одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем изумительный каменный трон, изображающий ягуара.
Весьма оригинальной является также пирамида «Храм Волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.
Каждый город майя возглавлял халач-виник, что означает «настоящий человек». Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высоким жреческим саном. Он назначал из числа своих кровных родственников вождей селений, основными функциями которых было соблюдение порядка в подчиненных селениях и регулярная выплата податей. Существовал и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца было ах кин.
Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями была абсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.
В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Жители селения майя составляли сельскую общину. Община выполняла повинности по отношению к знатным соплеменникам и жрецам. Именно общины создавали церемониальные центры, пирамиды с храмами, астрономические обсерватории, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. У майя существовала ещё одна социальная категория – рабы – пентакооб. Рабом общинник мог стать в следующих случаях: родившись от раба, попав в плен на войне, оказавшись сиротой, оказавшись проданным на рынке. Часть рабов приносили в жертву богам. Существовала также обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников. Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи.
В стране майя не было руд и не могла возникнуть металлургия. Из Мексики, Панамы, Колумбии и Перу к ним доставлялись предметы искусства и украшения – драгоценные камни, раковины и изделия из металлов. Майя изготовляли на ткацком станке ткани из волокна хлопка или агавы. Для ритуальной игры изготовлялись мячи. Боевым оружием являлись дротики с кремневыми наконечниками. Луки и стрелы майя заимствовали у Мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики.
Хотя ткани и сосуды изготовлялись в основном земледельцами, существовали уже специалисты – ремесленники, в особенности ювелиры, резчики по камню, вышивальщики. Были и купцы, которые доставляли товары на дальние расстояния по воде и по суше при помощи носильщиков.
Города соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, а иногда и мощеными шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки также служили путями сообщения.
В начале XVI века древние верования майя уже отступили на задний план. Жрецы создали сложную религиозную систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Олицетворение Неба – бог Ицамна был поставлен во главе сонма небожителей вместе с богиней плодородия. Ицамна считался покровителем цивилизации майя. Ему приписывали изобретение письменности.
Религиозные верования майя включали в себя примитивные образные представления о природе. Существовали культы простых божеств природы.
Обеспечивая дожди и плодородие, продолжали существовать чаки, в полях резвились хитрые и всегда доброжелательные к людям алуши. Иш Табай продолжала представать днем в виде лесных сейб-йашче, а ночью обращалась в прекрасную и роковую женщину – сигуанабану. До нас дошли имена нескольких крупных и менее значительных божеств пантеона майя: владыка небес – Ицамна, бог дождя Чак, бог маиса Йум Кааш, бог смерти Ах Пуч, Полярная Звезда – Шаман Эк, покровитель какао Эк Чуах и т.д. Возвышаясь над всеми, возглавлял пантеон Хунаб Ку – верховный владыка, отей Ицамны. Если верить именному указателю к текстам книг «Чилам – Балам», только в прорицаниях фигурирует более сотни божественных существ.
Космогония представляла собой сложную систему, основывающуюся на теории о трех сотворениях: два из них два из них оказались разрушенными потопами, тогда наступило третье, настоящее. В представлении майя Вселенная имела квадратную форму – углы ее поддерживали братья – бакабы. Вертикально она состояла из 13 небесных сфер, каждая из которых обладала собственным покровителем. Земля считалась нижней сферой. Внизу размещалось ещё 9 плоскостей со своими покровителями. В самом низу находились владения Владыки Мертвых – Минталь.
С VI или VII века майя установили гражданский год в 365 дней. Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь, 18 виналей – тун. Тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально «неблагоприятные». Считалось, что в эту пятидневку «умирает год», и поэтому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду. Майя умело совмещали два календаря: хааб – солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин – религиозный, из 260 дней.
Майя создали идеально разработанную систему счета, двадцатиричную. Как употребляемая нами десятиричная система, так и двадцатиричная майянская основываются на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего не значит, но в сопровождении другой цифры становится основой для математического обращения, позволившего совершить все завоевания современных наук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся с ним цифру в десятки раз по нашей системе, и в двадцать раз по системе майя, посредством позиционного перемещения указанной цифры. В нашей десятеричной системе имеются девять цифр и ноль. Майянская состоит лишь из двух – точки с чертой и ноля.
Иероглифическая письменность майя является несомненным фактом. В письменности майя употребляются знаки трех родов: фонетические – алфавитные и слоговые, идеографические, обозначающие целые слова, и ключевые – поясняющие значение слов, но не читающиеся.
До настоящего времени сохранилось лишь 3 книги майя. Одна из них находится в Париже (размеры 1,45 м в длину, 23,5 см в высоту, ширина страницы 12,5 см); другая – в Мадриде (длина ее – 6 м, величина страницы 23*14,4 см) – всего таких сложенных в гармошку страниц 56 с 3200 знаками; третья в Дрездене (длина – 3,56 м, размер страницы 20,5*9 см). Все известные рукописи майя изготовлены из бумаги, сделанной из луба фикуса. По консистенции этот материал занимает промежуточное положение между папирусом и бумагой. Кроме книг, письменными памятниками истории майя являются надписи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые двадцать лет, а так же на стенах дворцов и храмов.
На рубеже V – VI вв. в центре северной части полуострова Юкатан был основан город Чичен-Ица. В VII веке жители покинули этот город и переселились на юго-западную часть Юкатана. В середине X в. их новая родина подверглась нападению выходцев из Мексики. После этого «люди ица», как их называет хроника, возвратились в Чичен-Ицу. Чичен-Ица около двухсот лет являлась крупнейшим культурным центром, где были воздвигнуты величественные архитектурные памятники.
Неподалеку от Чичен-Ицы в X веке возник другой город – Майяпан, не испытывавшей тольтекского влияния. Захвативший власть в Майяпане Хунак Кеель в 1194 г. вторгся в Чичен-Ицу и захватил город. Люди ица собрались с силами и захватили Майяпан, где и обосновались, смешавшись со своими недавними противниками. Как сообщает хроника, «с тех пор их называют майя».
Позднее, в XV в., наступает период междоусобиц. Правители городов разных частей страны «делали друг другу пищу безвкусной». Так, Чель (один из правителей), заняв побережье, не хотел давать ни рыб, ни соли Кокому (династия правителей Майяпана), а Коком не разрешал доставлять к Челю дичь и фрукты.
После 1485 года Майяпан был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 г. совсем опустел. Часть майя обосновались в непроходимых лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица, который оставался недоступным испанцам до 1697 г. Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541 – 1546 гг. европейскими завоевателями.
АЦТЕКИ.
Племена науа, овладевшие Анауаком после падения тольтеков, были известны под именем чичимеков – слово, первоначально означавшее «варвары». По преданиям у них было 7 племен, из которых одно двинулось на восток и осело в Тласкале, а остальные 6 поселились у озер, грабя и порабощая прежних обитателей. Ацтеки – последнее из вступивших в Анауак семи племен, долгое время бродили по юго-западной части долины, нанимаясь на службу к вождям различных племен.
Следуя указаниям жрецов своего племенного божества Уицилопочтли, которые повелели им селиться там, где они увидят орла, стоящего на кактусе и пожирающего змея, ацтеки осели и построили свой город Теночтитлан на двух небольших островках посреди озера Тескоко. Это произошло в 1325 году. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVIвека превратился в одну из самых мощных держав Америки – знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 4-6 миллионов человек. Ацтеки установили вскоре свое господство над другими народами долины, а затем перешли горы и стали совершать захваты во всех направлениях. Границы империи ацтеков простирались от Северной Мексики до Гватемалы, и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. От покоренных племен ацтеки требовали, чтобы они поставляли людей для жертвоприношений и платили дань натурой.