Смекни!
smekni.com

Третьяковы. История семьи (стр. 3 из 3)

Еще три зала в верхнем этаже и пять в нижнем были пристроены в 1885 году. Это позволило несколько упорядочить экспозицию. В первый зал второго этажа новой пристройки были перенесены работы Н.А. Ярошенко, Н.Н. Ге. Далее – зал В.И. Сурикова с полотнами "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887). Там же был расположен зал И.Е. Репина. На перегородках залов были выставлены пейзажи и среди них – работы И.И. Левитана. На первом этаже было выделено место для этюдов и эскизов А.А. Иванова (всего в коллекции насчитывалось более 70 его произведений). Благодаря своей прозорливости, Павел Михайлович еще в 1858 году приобрел "Портрет молодой женщины в повороте головы Иоанна Крестителя" и этюд "Лесная чаща при солнечном освещении" А.А. Иванова.

Дар открывать таланты

Требовалось недюжинное здоровье, чтобы ежегодно четыре раза ездить в Кострому на свою фабрику, не пропускать международные выставки в Европе, попадать вовремя на российские академические и передвижные выставки. Третьяков очень переживал, что "Бурлаки на Волге" (1870–1873, Государственный Русский музей) И.Е. Репина достались великому князю Владимиру, поэтому полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885) собиратель оставил за собой, еще не видя его на выставке. Эта картина тоже была запрещена властями к показу в собрании Третьякова, как когда-то "Сельский крестный ход на Пасхе" Перова, но спустя несколько месяцев запрет был отменен.

Для Третьякова вопрос, всегда ли удачными бывают его покупки, был болезненным. И.Е. Репин в письмах к собирателю подчас не одобрял его выбора. Можно только восхититься безошибочным "чутьем" Павла Михайловича, который вопреки мнению Репина, приобрел с ученической выставки картину еще никому неизвестного 18-летнего И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники" (1879).

Непредвзятость, способность принять новые веяния в искусстве отличали его от современников, признававших только передвижников. Он сумел оценить 23-летнего В.А. Серова и его "Девушку, освещенную солнцем" (1888), хотя некоторые художники отзывались об этой картине чрезвычайно резко.

Подобное повторилось и при покупке работ М.В. Нестерова "Пустынник" (1888–1889) и "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890). И именно вопреки мнению некоторых "ценителей" появилась в Галерее картина И.И. Левитана "После дождя. Плес" (1889).

В 1892 году в верхнем этаже прибавились два больших и один маленький залы, а внизу три небольших. В них экспонировались в основном произведения конца 1880-х годов и работы 1890-х по мере их поступления: картины С.А. и К.А. Коровиных, "Девушка, освещенная солнцем" (1888) В.А. Серова. Здесь были сосредоточены наиболее значительные работы И.И. Левитана – "Владимирка" (1892, подарок автора), два монументальных пейзажа "У омута" (1892), "Над вечным покоем" (1894) и эскиз к этой картине (самое последнее приобретение Третьякова). Над лестницей, ведущей вниз, во всю длину был помещен фриз В.М. Васнецова "Радость праведных о Господе. Преддверие рая" (1885–1896).
Рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности галереи. Поэтому работы Ф.А Малявина "подвешивались" в зал И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского и А.И. Куинджи. При этом значительным достижением следует считать организацию монографических залов. Они были предоставлены картинам особенно любимых мастеров – И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, И.Е. Репина.

2.7 "Третьяковка" без Третьякова
(1899 - 1918)

В июне 1899 года Московской городской думой был создан попечительский Совет – коллегиальный орган по управлению Галереей. Кроме городского головы князя В.М. Голицына (председателя Совета), в него вошли В.А. Серов – от российских художников, И.С. Остроухов и И.Е. Цветков – от московских коллекционеров. Семью основателя представляла вторая дочь Третьякова Александра Павловна Боткина.

Совет начал свою деятельность с того, что дом Третьяковых был полностью приспособлен для нужд коллекции. В 1904 году возведен новый фасад, созданный по проекту В.М. Васнецова в "русском стиле". До сих пор он остается эмблемой Третьяковской галереи. Неудобства, связанные со строительством, не мешали все более растущему потоку посетителей: за 1903 год в Галерее побывало 130 548 человек.

Члены Совета главной своей целью видели пополнение коллекции. Пристальное внимание они уделяли приобретению картин современных художников; их интересовало творчество молодых петербуржцев, создавших в 1898 году объединение "Мир искусства", москвичей из Союза русских художников, экспонентов выставки "Голубая роза". За первые три года существования Совета в собрании прибавилось около семидесяти произведений. Во времена попечительства И.С. Остроухова в Галерее существенно расширился раздел, посвященный портретам кисти живописцев XVIII века.

В 1899 году наследники Павла Михайловича передали Совету завещанные Галерее 62 иконы, которые были тщательно изучены известным византологом и специалистом по древнерусскому искусству Н.П. Лихачевым. На основе проведенной им атрибуции в 1904 году была создана экспозиция икон. В ее устройстве принимали участие профессор Н.П. Кондаков, художник В.М. Васнецов, члены Совета галереи И.Е. Цветков и И.С. Остроухов. Позже, в 1913 –1915 годах, при кардинальном изменении всей экспозиции, предпринятой И.Э. Грабарем, развеска икон была сохранена.

Начатое Третьяковым еще в 1893 году ежегодное издание каталогов продолжалось его преемниками. Несколько выпусков было издано на французском (1897, 1899) и английском (1911, 1912) языках. Они стоили дешево и выполняли роль путеводителя по залам Галереи.
К 1911 году стало ясно, что экспозиции необходима коренная перестройка. Московская городская дума в 1913 году избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, художника, архитектора и историка искусства (в 1917–1925 – директор Третьяковской галереи). В Совет вошли Р.И. Клейн и А.П. Ланговой, от семьи основателя - старшая дочь Вера Павловна Зилоти, а из прежнего состава остался князь Сергей Александрович Щербатов, живописец и коллекционер.

И.Э. Грабарь был полон решимости провести в Галерее реформы, чтобы превратить ее в "музей европейского типа". В 1913–1915 годах он полностью изменил экспозицию. Экспозиционный маршрут начинался с древнерусского искусства и в соответствии с хронологической последовательностью важнейших этапов развития русской живописи шел по кольцу залов вплоть до произведений художников 1900-х годов. Грабарь впервые в отечественной практике использовал историко-монографический принцип, который и в настоящее время остается главным в построении музейных экспозиций художественных музеев России.

В залах нижнего этажа размещались рисунки, акварели, пастели, работы иностранных мастеров, картины живописцев, не представленных в Галерее при жизни Павла Михайловича. В залах зарубежных художников появились полотна из собрания М. А. Морозова, которые он завещал в дар Галере в 1910 году. Здесь были и К. Моне, и Э.Мане, и О. Ренуар, и В. Гог, и П. Гоген. Ныне они составляют гордость Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В процессе реорганизации шла работа по инвентаризации и атрибуции произведений, их реставрации и фотографированию. Все негативы, хранившиеся в издательстве Кнебеля, погибли в 1915 году в погроме, связанном с событиями Первой мировой войны. В 1916 году Грабарь возобновил работу по фотографированию.

Основные итоги перестройки и комплектования музея получили отражение в каталоге Галереи. В нем не только фиксировался состав собрания вплоть до 1917 года. Это был еще и путеводитель по новой экспозиции. Здесь впервые появились очерки о Павле и Сергее Третьяковых и истории Галереи. Каталог включал новый план расположения экспозиции и залов, давал четкую схему развития русского искусства.

Революционные события февраля 1917 года подтолкнули И.Э. Грабаря к созданию Московского союза деятелей музеев и частных хранилищ. Первым его председателем Союза стал сам Грабарь. Тогда-то в Галерею стали поступать на временное хранение работы из многих коллекций, в частности из собрания М.С. и Х.С. Барышниковых, Е.В. Борисовой-Мусатовой и М.П. Рябушинского, В.О. Гиршмана, Е.П. Носовой.

Но временное хранение волею истории оказалось постоянным. К 1918 году Галерея стала выдающимся собранием произведений национального искусства.