В St Martins учат не только моде, но моде учат особенно хорошо. Пожалуй, лучше, чем во всем остальном мире. Хотя сказать «учат» — значит, несколько преувеличить. Один мой приятель, тоже студент этого легендарного колледжа, объяснял его удивительный эффект тем, что, так как студентам по большому счету не дают никаких технических и практических навыков, им остается единственный путь — изобретать. Другой настаивал на том, что крайне положительное воздействие оказывают на редкость неординарные одноклассники. А я скажу: в St Martins главное — это библиотека, книжный магазин Borders
Также прекрасны семинары и мастер-классы. Нет-нет да и заедет пообщаться со студентами Александра Шульман — главный редактор британского Vogue, Альбер Эльбаз — креативный директор Lanvin или Кэти Гранд — один из ключевых стилистов нашего времени и глава журнала Pop.
В St Martins лекции — редкость, тут главенствует система проектов. Скажем, проект «Рубашка», на который обречены все первокурсники, проходит так: сначала делается, не побоюсь этого слова, ресерч на заданную тему, который одобряется преподавателем. А затем начинается поэтапное подконтрольное воплощение вашего проекта — то есть вы шьете или клеите свою рубашку. Результат оценивается по стобалльной шкале.
Научиться делать качественный ресерч — это важнейший шаг, после которого снимается проблема вдохновения. В роли преподавателей зачастую выступают недавние студенты, а ныне вполне уважаемые британские дизайнеры вроде Тристана Веббера, Софии Кокосалаки или Джули Верхувен. Студенты, бывает, жалуются, что дизайнеры подворовывают у них некоторые особо драгоценные идеи, но тут принято считать, что это совершенно нормально.
Русских студентов в колледже уже скопилось неприличное количество — даже больше, чем японских. Оклики на родном языке через всю Чаринг-Кросс-роуд — привычное дело. В магистратуру пока попадают единицы, зато в бакалавриате и на коротких курсах русским именем уже никого, как раньше, не позабавишь. Русские студенты уже принялись выигрывать международные конкурсы и открывать собственные марки на чужбине, и главные соперники у них только одни — опять же, грузины, которым мода тоже оказалась как родная.
Помимо моды можно изучать искусство. Юные соотечественники уже активно потянулись к ремеслам вроде видеоарта и инсталляции. Некоторым это не мешает параллельно производить коллекции одежды. Существует, например, студентка из Владивостока Лота Волкова, действующая под именем Lotta Skeletrix, которую все бри танские журналы взахлеб расписывают как одну из главных модных надежд.
В St Martins такое случается: вроде учишься себе спокойно, а журналы уже волнуются. Со мной, например, на одном курсе (журналисты и дизайнеры многому учатся вместе) обучался гражданин Кристофер Кейн, питавший нехарактерную для студентов колледжа слабость к гипюру и стразам. Платья Кристофера приглянулись Кайли Миноуг и паре журналистов. К концу курса гипюры Кристофера топорщились изо всех журналов, а сам он находился в статусе консультанта Versace и основного юного фаворита Анны Винтур — главного редактора американского Vogue и просто влиятельной женщины. После первого показа на London Fashion Week Кейна объявили новым Версаче, Алайа и Эрве Леже. К этому моменту многие его одноклассники уже разъехались по домам: кто в Кардифф, кто в Гаагу, а кто в Москву - за двойным тарифом.
Глава 2. Dior. История бренда потрясшего мир
Dior - значит, модно. Модно – значит Dior. Уже около шестидесяти лет это имя волнует и будоражит воображение женщин и мужчин всего мира. Для одних вещи этого бренда становятся фетишем, ради обладания, которыми они не остановятся ни перед чем, для других – эталоном стиля и элегантности. В любом случае, ясно одно, сегодня марка Dior – в числе самых известных и любимых в мире.
2.1. Пролог
Создатель бренда Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в Гранвилле, бывшем рыбацком порту на берегу Ла-Манщна. Его отец сделал целое состояние на торговле химическими удобрениями, а мать с успехом превращала эти деньги в удовольствие.
Будущий кутюрье уже в юности увлекался рисованием, мечтал стать великим художником, но родители были уверены, что сын станет дипломатом. После настоятельных просьб матери, Кристиан сдался и поступил в Свободную школу политических наук. Однако на этом его «политическая деятельность» закончилась. Вместо занятий по международному праву и географии, будущий кутюрье проводил время в музеях, учился музыкальной композиции и живописи. В итоге Кристиан Диор и его друг Жан Бонжа в 1928 году открыли художественную галерею, где выставляли работы Дерена, Матисса, Брака, Пикассо. Но в годы экономического кризиса отец Диора, финансировавший галерею, разорился, и предприятие пришлось закрыть.
2.2 Зарождение бренда
В 1938 году Диор познакомился с модельером Роббертом Пиге, который пригласил его на работу в свой модный дом. Однако Кристиану не суждено было проработать у него долго. Началась Вторая мировая война и Диора забрали в армию…
Будущий кутюрье вернулся в Париж в 1941 году. А в 1946 году, с помощью известного фабриканта Марселя Вуссака, открыл собственный дом моды. Это стало первым шагом на пути к созданию всемирно известного бренда.
Первый показ коллекции Dior New Look состоялся 2 февраля 1847 года, в разрушенном войной Париже, в небольшом особняке на улице Монтень. 90 моделей коллекции воплотили в себе истинную женственность: чувственную, роскошную и таинственную. Стиль Dior стал символом избавления от ужасов войны. Он словно намекал на то, что женщины, выбирающие эту одежду, не должны стирать белье, оплакивать погибших, стоять в очередях в хлебных лавках и боятся бомбежек – они должны быть счастливы!
Во врем показа полуживой от волнения Диор, с крепко зажмуренными глазами, стоял за кулисами. Неожиданно друзья вытолкнули его на подиум. Красный от смущения он стоял перед ликующим, восхищенным залом. Наконец-то мир признал творения Диора и узнал имя бренда, способного перевернуть представления о элегантности!
2.3 Dior – на пике славы
Но первый успех Dior не был окончательной победой. Неожиданно с протестом выступила пуританская Америка. Кутюрье Нового Света обвиняли Кристиана в том, что он обезобразил женщин и вернул их к роскоши в стране измученной голодом и парализованной забастовками.
Впоследствии, даже когда бренд приобрел мировую известность, его моздатель все еще продолжали обвинять во всех смертных грехах. Но он строго придерживался правила: «Лучше пусть тебя склоняют на первой полосе, чем уделяют две строчки похвалы на последней». И этот принцип всегда оказывался верным.
В знак признания гениальности творения Dior в том же 1947 году Кристиану Диору вручили Оскар Высокой Моды.
С 1947 по 1957 годы, выпуская по две разные коллекции в год, Dior продолжал шокировать публику. Смелые названия линий резали слух: «Венчик», «Циклон», «Вертикаль», «Тюльпан». Перед каждым показом зрители трепетали. Какие изменения они принесут? Каждое платье бренда выступало отдельным персонажем, сюжет «пьесы» был задан темой коллекции и отражал разнообразие мира, которым так дорожил кутюрье: театр, опера, литература, цветы, музеи, Париж. Каждый показ превращался в удивительную фантасмагорию.
Однако Кристиан Диор не собирается останавливаться на достигнутом и начал создавать ароматы. Первым открытием для парижских модниц стал аромат «Мисс Диор», за ним последовали «Диорама» и «Диориссимо». А вскоре под брендом Dior начался выпуск галстуков, корсетов, перчаток, сумок, драгоценностей, обуви, косметики…
2.4 Жизнь после…
Последователи легендарного кутюрье стали бережно хранить традиции бренда. Уже через год после смерти Диора, первая коллекция Ив Сен-Лорана «Трапеция» была принята с триумфом.
После него дом Dior возглавил модельер Марк Боан, которому удалось прекрасно сочетать свое творчество с верностью духу Кристиан Диора. В 1989 году Бернард Арно, ставший хозяином предприятия, поручил художественное руководство Джанфранко Ферре. Итальянский кутюрье с блеском продолжил дело в духе элегантности и стремления к совершенству, свойственном Dior.
И, наконец, в 1996 году в дом Dior пришел Джон Гальяно, король эпатажа и авнгарда. Джон Гальяно британский провокатор, сумел сделать невозможное, сведя воедино небывалый коммерческий успех и высокое искусство. В его десятилетней карьере в доме Dior было все: и моменты на грани фола, когда он неудачно пошутил на тему одежды бездомных, и шокирующий успех, как получилось, например со знаменитыми «сумками-седлами». С его именем связано второе рождение бренда Dior.
Гальяно весьма дипломатично отзывается о своейроли:
"Я думаю, мы слегка стряхнули паутину, придали вещам легкость. Я имею в виду, что раньше жакеты просто стояли колом, - ехидно улыбается он. - Наши жакеты по-прежнему вполне традиционны и отлично сидят, но они созданы для женщины легкой на подъем, которой ничего не стоит слетать в Нью-Йорк пообедать".
"Женщина Диора - это истинная парижанка, чей образ со временем начал тускнеть. Мне захотелось возродить его, дать миру именно то, что он ожидает от Диора" – говорит Гальяно. На практике за этими красивыми словами скрываются вполне прозаические вещи.
"Мы пересмотрели конструкции, стали использовать высокотехнологичные материалы, новые красители, но, - подчеркивает Гальяно, - по-прежнему сохраняем потрясающий крой". Джон Гальяно - любимец модного истеблишмента, один из самыхвлиятельных создателей моды в мире. Он стал главным дизайнером Дома Диора и дал этому застывшему в своей респектабельности Дому второе дыхание: стряхнул нафталин, внес свежую струю, сделал модным и желанным. Продажи растут, бизнес процветает. А на показах в первом ряду - целая галерея звезд: от Николь Кидман и Деми Мур до Селин Дион и Кристин Скотт Томас. "Месье Диор был Богом моды, - говорит Гальяно. - Он тот, о ком мечтаешь в детстве. Я никогда не предполагал, что стану дизайнером у Диора - никогда, даже в самых безумных мечтах. Иногда мне хочется ущипнуть себя, чтобы убедиться, что это не сон".