Смекни!
smekni.com

Сущность культуры и ее структура (стр. 7 из 9)

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы ста­ли образованными, информированными. Кроме того, субъектами массо­вой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают однов­ременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой

культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновре­менно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массо­вая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производ­ство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индус­трией.

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ "МАС-

СОВОЙ" КУЛЬТУРЫ

Каковы же экономические предпосылки становления и социальные функции массовой культуры? Истоки широкого распространения массо­вой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в "Капи­тале". В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия "товар" все многообразие социальных отношений в буржуазном общес­тве.

Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в соче­тании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творчес­кие организации тесно связаны с банковским и промышленным капита­лом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребле­ние, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это


- 24 -

массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

В социальном плане массовая культура формирует новый общес­твенный слой, получивший название "средний класс". Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее кон­кретизированно изложены в книге французского философа и социоло­га Э. Моренга "Дух времени" (1962г.). Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мисти­фицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человечес­ком обществе. Происходит отказ от рационального начала в созна­нии. Целью массовой культуры является не столько заполнение досу­га и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потреби­тельского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулиро­ванию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сфе­ры чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Одной из старейших философских школ прошлых веков была гре­ческая школа - киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа - Аристипом. Эта школа создала этическое течение - гедо­низм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека.

В качестве идейной основы современной массовой культуры выс­тупает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявляется как натурализм. Для него характерно сведение социального к биоло­гическому.

Примером художественного (практического) решения эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия запад­ных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершен­ными преступлениями стоит один социальный мотив - деньги. Но в финалах романов выясняется, что преступления организовали пси­хи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным мо­тивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала ми-


- 25 -

ровоззренческой платформой для многих произведений массового ис­кусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их не­существующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее место в подобных произведениях.

В рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реа­нимируется и так называемый "культ казенного оптимизма", перерас­тающий, порой, в настоящий национал-шовинизм. Яркий пример - по­зитивистская концепция так называемой "американской мечты". Аме­риканская мечта - это совокупное представление об "исключи­тельности" развития Америки и то, что каждый американец имеет равные возможности в достижении счастья и успеха.

Одно из основополагающих утверждений прагматизма требует признания истинности того, что имеет практическую пользу. любая идея - научная, религиозная, художественная, прогрессивная, реак­ционная - может быть оправдана, если она обеспечивает успех дея­тельности людей. Не случайно прагматизм называют "философским вы­ражением бизнеса". Отпечаток духа делячества (а "прагма", по-гре­чески, это дело, действие) лежит на многих высказываниях предста­вителей эстетики прагматизма об искусстве. Практической реализа­цией прагматизма в массовой культуре является такая важная ее структура - как реклама. Она реализует основное кредо прагматиз­ма, которое заключается в том, что истинным является то, что по­лезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.

Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой культу­ры. В начале XX века австрийский врач-психопатолог и философ З. Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах ­инстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют мно­гие их поступки. В своей теории бессознательного З. Фрейд исхо­дил из того, что сущность человека выражается в свободе от ин­стинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл "фрус­трацией" - то есть неосознанной ненавистью индивида к обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку общество обла­дает достаточно сильными для подавления этой агрессивности инди­видов возможностями, человек находит свой выход неудовлетворен­ным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использованиии его инстинктов страха, секса и агрессивности.

XX век войдет в историю человечества как век страха. В реали­зации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематог­раф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы (зем­летрясения, цунами, бермудский треугольник с неразгаданными тай-


- 26 -

нами); просто катострофы (кораблекрушения, авиакатострофы, пожа­ры); монстры (к ним относятся гигантские гориллы, агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т.д.); сверхъестествен­ные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явлениях пе­реселения души, телекинеза. Особо выделяется в этом ряду жанр "трупомании", зомбирования); инопланетяне.

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рас­сматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем эли­тарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привелегированный слой общества ­элита ( от французского elite - лучшее, отборное, избранное). оп­ределение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Мос­ка, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высо­кая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение пони­мание элиты как особого слоя общества, наделенного специфически­ми духовными способностями. С точки зрения этого подхода - поня­тием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, ода­ренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в филофсофских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде " Мир как воля и представле-

ние", завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: "люди гения" (то есть способные к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и "люди пользы" (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им

в известных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872г.), "Человеческое, слишком человеческое" (1878г.), "Веселая наука" (1872г.), "Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная концепция проявляет себя в идее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имею­щий привелигированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.