На сегодняшний день наиболее убедительной выглядит историческая типология, которая учитывает многолинейное культурное развитие, но не отрицает идею общечеловеческой культуры. Этапы такой типологии: первобытная культура; культура древних обществ Востока, а затем локальные культурные типы, наиболее крупными из которых являются Запад и Восток. Для западной культуры возможна периодизация: Античность, Средние века, Возрождение, Новое время
5. Источники и механизмы культурной динамики
Изменения являются свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.
В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются, и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависят во многом от источника их возникновения. В культурологи принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурную диффузию, синтез.
Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образцов, символов, норм, правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
Традиции – это механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узаконивают и обосновываются самим фактом их существования в прошлом. Ее главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устранение, ограничение новаций, воспринимаемых как уклонение от идеала. Крайней формой стремления сохранения традиций является фундаментализм (ревайвализм). Другой крайней формой является полное отрицание культурного наследия.
Процесс взаимного проникновения отдельных элементов культуры или целых ее комплексов носит название культурной диффузии. Для обозначения этого процесса используют также термин «аккультурация» – освоение элементов чужой культуры. Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социальных групп или отдельными индивидами. Вертикальная диффузия развивается между культурами с неравным статусом. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую.
Синтез понимается как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качество. Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура.
6. Запад и Восток как типы культуры.
7. Античные представления о культуре
У древних греков не было и не может быть в употреблении слово к-ра\ иноязычного и возникшего намного позже\ но явление, кот-ое принято сегодня обозначать этим термином в Греции безусловно существовало и называлось по-разному: так один из аспектов к-ры у греков именовался калокогатия (нравственное совершенство) – мы подразумеваем то, что греки называли калокогатией, когда говорим о подлинно культурном человеке, как об идеале. Колакогатия – это совершенство тела и совершенство личностных качеств.
Другой из аспектов нынешнего понимания к-ры у греков назывался пайдэя – воспитание, учение, образование, т.е. преимущественно процесс взращивания, становления, формирования личности.
В Др. Риме слово к-ра не исчерпывала всего содержания к-ры как явления. Если процесс окультуривания в латинском языке обозначался как cultura (примерный аналог греческой пайдэи), то результат, цель этого процесса некий идеал нравственно прекрасной личности у римлян именовался humanitas (человечность в высоком смысле слова).
Античные воззрения на к-ру отличались от современных отсутствием преобразовательного пафоса: человек формирует себя, а не приспосабливает под себя окружающий мир, и создаёт он себя не по самим же собой придуманным меркам, а в соответствии с вечными природными образцами. Таким образцом был космос как противоположность хаосу, и проявлялся космос в красоте и гармонии. Человек – микрокосм и в идеале должен уподобиться органичному и гармоничному макрокосму. Цель греческой к-ры посредством воспитания и образования развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного.
8. Представление о культуре в Средние века.
Античная идея самосовершенствования была невозможна в Средние века. Человек эпохи Средневековья воспринимал себя прежде всего как существо тварное (вторичное по отношению к Богу), затем как существо греховное. Актом внушения от древа познания добра и зла человек лишился пребывания в Боге, утратил гармоничное существование и способность восприятия мира в его истинном замысле и причинной обусловленности.
Последствие поражения грехом прежде всего проявились в утрате людьми способности воспринимать мироздание и каждое его явление в целостности. Чтобы получить представления о всей картине бытия человек вынужден восстанавливать её по сумме фрагментов. Воспринимающая способность чел-ого разума искажена, повреждена. Человечество сохраняет своё существование лишь благодаря любви и участию Бога. В этих условиях проблема к-ры не могла занимать умы людей. Даже сам термин употреблялся эпизодически и в принципиально ином значении: к-ра начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как постоянное духовное совершенствование ч/з преодоление греха с помощью содействия Бога к достижению святости. Святость понимается как преобразование духа ч/з преобразование плоти, а затем преобразование плоти ч/з преобразование духа.
Высшими достижениями на пути святости является свечение от чел-ка (нимб), успение вместо смерти, нетленность плоти, способность к сверхестественным деяниям. Цель к-ры в таком понимании – праведность. Путь к ней – отказ от личной свободы ради пребывания в Боге; отказ от самопознания ради богопознания, предпочтение спасения души благополучию в земной жизни. Человек культурный в эпоху Ср – человек, ориентированный на культ, т.е. на осуществление и поддержание связей с потусторонней высшей реальностью. Его характеризует нацеленность на расшифровку символов (знаков), которым очевидно наполнено бытие человека со Ср-ым мироощущением. Его цель прочитать, распознать в этих повсеместных символах божественное откровение и самому каждый акт своей жизни адресовать к высшей реальности, таким образом, так же символизируя своё существование.
Культура, с точки зрения средневекового человека, не творится, но «открывается» подобно материальным предметам, причем, как и они, она может передаваться из одних рук в другие, перевозиться из страны в страну. Она понимается не как нечто локальное, созданное тем или иным этносом, а как нечто единое, обладателями которого являются все те, кто живет в этом лучшем из миров. Но единство культуры трактовалось совсем не так, как в античности. Если в античности на первый план выступал момент действенности и культура мыслилась как творчество и как процесс, то Средневековье понимало культуру как нечто ставшее, как результат деятельности, запечатленный в кодексах, овеществленный в определенных учреждениях, прежде всего университетах.
«Вместилищем» культуры для средневекового человека являлся город, рыцарский замок и в особенности монастырь, где хранились и создавались рукописи, где сосредоточивалась тонкая прослойка образованных людей, способных понять глубину мысли античных философов и оценить по достоинству совершенство стихотворной формы античных поэтов.
Подобное понимание культуры было естественным следствием внедрения в массовое сознание на интуитивном уровне тех идей, которые рождались мыслителями Средневековья мимоходом, в процессе разработки богословской проблематики. Поэтому, не отказываясь от принципиального вывода, сделанного выше, следует сказать — эпоха Средневековья не была «черной дырой» в истории культурологической мысли, биение ее пульса не прекращалось, хотя вклад средневековых философов в культурологическую науку несоизмеримо меньше того вклада, которые сделали их греческие и римские предшественники.
9. Представления о культуре в эпоху Ренессанса
В эпоху В. Был произведён беспрецедентный синтез античной идеи к-ры со средневекой идеей творения. В результате искажёнными оказались обе идеи. В оличие от Античности чел-к с возрожденческим типом мышления принялся совершенствовать не себя, а природу. В отличии от Средневековья человек взял полномочия творца на себя.
Главное, что сделали мыслители Возрождения в этой области, состоит в том, что они восстановили в правах понимание культуры как пайдейи. Для них культура перестает быть результатом Божественного промысла, неким феноменом, сотворенным Господом и пребывающим вне времени и пространства, элементом мироустройства, существующим изначально и до времени Страшного суда. Подобно античным мыслителям они интерпретируют культуру как нечто творимое и творящее, как результат целенаправленного воспитательного воздействия. В их глазах человек культурный перестает быть равнозначным образцовому христианину, безупречно исполняющему все предписания церкви, соблюдающему обряды и безоговорочно верящему в догматы Священного писания. Он снова начинает рассматриваться как закономерный итог «обработки души и тела», совершенной талантливым учителем.