Однако, это следует подчеркнуть особо, философы Ренессанса вносят в трактовку пайдейи ряд принципиально новых моментов. Идеалом для них является иной социальный тип, нежели тот, на который ориентировались мыслители античности. Даже беглое знакомство с их трудами убеждает в том, что смысловым центром их размышлений о конечной цели воспитания является рефлексия по поводу гармонической и всесторонне развитой личности как высшем эталоне, на который должен ориентироваться любой воспитатель, осознающий социальную значимость своего труда.
Наилучшим образом возрожденческий подход выражен в работе Пико дело Мирандоллы – «Речь о достоинстве человека», где Богу приписано следующее напутствие 1-ому чел.:
«Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желания согласно твоей воли о твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю».
Вооружённый подобной манифестацией своих прав человек стал воспринимать к-ру как деятельность по усовершенствованию, в частности по усвоению условий своего существования.
Критерием совершенства или несовершенства стали выступать соображения практической пользы или эстетики. Человек превратил идею к-ры итз цели в орудие, направленное от себя к центру субъекта мироздания, на окружающий мир как объект преобразования по образу и подобию своему. Не соответствие образцу собственного развития расценивалось некультурность, отсталость, животность. Это проявилось в реакции европейцев на столкновение с иными к-рами. С такими агрессивными установками европейская к-ра выступила во взаимодействии с остальным миром и открыла Новое время.
10. Становление теории культуры в Новое время.
Наступившее Новое время пыталось свести счёты с уходящими эпохами и путём критики прошлых устоев сформировать новые культурные образцы: чел. нового типа, новые модели общ-ва и гос-ва и т.д. Так, для эпохи Просвещения необходимо было переосмыслить к-рный опыт прошлого и настоящего, в результате понятие к-ра превращалось в центральное.
Идея к-ры философии постмодернизма:
Представители: Жан-Франсуа Лиотар, Жак Деррида, Жиль Делёз.
Постмодернизм – совокупность общекультурных философских идей и тенденций, отражающих специфику переживания чел. Зап. цивилизации, реалий конца 20 в.
Постмодернисты стремились передать остроту переживаний, кот. испытывает человек, сталкиваясь с кризисом основ заподной цивилизации. Данная ситуация хар=тся тем, что ценности присутствуют в к-ре, но они больше не ориентируют личность в её повседневной жизни. Т.к. в самой системе ценностей распалась взаимосвязь, иерархичность, система соподчинений. По этой причине нет целостного постижения мира, есть только ощущения разрозненности индивидуального опыта. Но это не означает, что мир действительно раскололся или система ценностей утратила свою внутреннюю взаимосвязь и обусловленность. Это лишь свидетельствует о серьёзном нарушении у человека его познавательных способностей. Так одно и то же явление нашего мира здоровые люди воспринимают таким, каково оно им предстаёт, не пытаясь расчленять его на фрагменты, а шизофреник со свойственной ему расколотостью сознания автоматически видит явления в наборе состовляющих, которое в его восприятии может уложиться совсем в ином порядке, чем это существует на деле.
Когда подбный подход свойственен целому общ-ву Жиль Делёз предлагает такое состояние общественного сознания определить как количественную шизофрению. Человек не может жить, не имея смысловых основания для своего бытия. Если к-ра не даёт их, то в поисках смысложизненных ориентиров человек обращается к иным к-рным образцам или виртуальной реальности. И обнаруживает, что ни один из к-рных образцов современной ситуации не подходит, поскольку ничего не гарантирует, не обеспечивает душевный покой, не даёт целостной картины мира. В результате обращение к другим к-рам оборачивается скольжением по поверхности, своеобразной игрой.К тому же не возможно воспринять и понять к-ру, которая предстаёт человеку как внешняя, чужая, иная. В такой психологически сложной ситуации человек, как правило, инстинктивно формирует ироническое отношение ко всему происходящему, безразлично относясь к любой идеологии. Единственным радикальным ср-вом выхода из кризиса к-ры является создание новой к-ры, основанной на новой системе ценностей взамен той, которая уже не понимается обществом. Однако новую систему ценностей нельзя рационально сконструировать, она должна вызреть в недрах самого общества, что неизвестно когда произойдёт и произойдёт ли вообще. Постмодернисты отказываются от идей онтоцентризма и теоцентризма, согласно которым либо бытие, либо Бог являются условиями, обеспечивающими единство мира и его целостность. Реальность для них это не целое, а несвязанные м/у собой фрагменты. Мир это мозаика частности. Но только мир не является целым, целым не может быть и конкретный объект, который одновременно не может быть и частью целого. Стать частью он может лишь путём предварительного изменения, деформации, подгонки, поэтому целостность – это либо результат частного описания, либо результат действия сил, насильно соединяющих фрагменты. И описание, и насильственное соединение - внешние воздействия, исходящие от человека. В данном случае пост-сты выступают как антропоцентристы, всё выводя из чел-ка и отказывая окружающему бытию в каком-либо смысле. На самом деле чел-к воспринимает любой объект достаточно целостно, смысл объекта начинает ускользать лишь тогда, когда подключается сознательное углубленное изучение.