Смекни!
smekni.com

Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства (стр. 2 из 2)

Ключом к пониманию архетипа материнства в традиционной культуре средневековой Руси является анализ реализации богородичного материнского архетипа в иконописи средневековой Руси (XI–XIV вв.), являются богородичные иконы основных иконографических типов: «Оранта», «Одигитрия», «Воплощение» («Знамение»), «Елеуса».

В народном сознании образ матери окружен неким ореолом святости. Некоторые исследователи, анализируя базовые архетипы этнопсихологии русских, усматривали в присущем им ментальном типе матери реализацию идей гуманности, правды, любви, организованного порядка в жизни и общественной, и семейной, считая, что в подсознании русского руководящим и нормативным фактором является образ матери, что оставляет сильную материнско-женскую печать на нраве русского, проявляющуюся на протяжении всей жизни.

1.2. Проблема деформации культуры материнства – демографическая проблема

Причины низкой рождаемости лежат преимущественно в духовной, нравственной сфере и обусловлены новыми стереотипами общественного сознания, хотя сказывается и влияние политической нестабильности.

Культура материнства относится к тем явлениям жизни, которые продуцируются на самые различные и широкие ее пласты и затрагивают буквально каждого человека. Материнская культура – одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом.

Естественный отбор и борьба за существование влияет на сохранение среди человечества только людей, наделенных сильными материнскими инстинктами, так как лица, обладающия слабыми материнскими инстинктами, обыкновенно не оставляют потомства или же потомство в слишком малом количестве. Благодаря этому, жизнь сохраняется только у тех народов, у которых материнские инстинкты, сильно развиты.

В последние десятилетия изменился образ ребенка в общественном европейском сознании: он стал мыслиться как докучливое, ненужное создание, которое стараются «отодвинуть» даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, делая воспитание ребенка подобным технологическому процессу. Спад рождаемости связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение раньше, чем посвятить себя заботе о детях.

Падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, кардинальное изменение демографического поведения не могут не вызывать серьезной обеспокоенности и, как следствие, стимулировать фокусирование исследовательских задач на аналитике и поиске эффективных стратегий развития материнской культуры.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА

2.1. Функциональная роль фольклора в культуре материнства

Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной жены и заботливой матери.Кроме главного и фундаментального нравственного чувства у девочек — целомудрия, можно говорить о других. Это — терпеливость, жалость и милосердие. Это и хозяйственность, т.е. особая домашность девушки — будущей жены и хозяйки.

Именно такой образ находит свое отражение в фольклоре: это и послушная Падчерица, Хаврошечка, Рукодельница из сказок; это и трудолюбивая невеста-красавица из свадебных песен; это и молитвенница из духовных стихов. Существует большое количество пословиц, отражающих роль матери в жизни ребенка и характеризующих материнскую культуру.

Концептуальная ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции отличает направление родительства в традиционной культуре. Определяющими в понимании «традиционности» здесь выступают не внешний уклад жизни и механическое копирование, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Традиция, как система передачи и наследования смысложизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения организует пространство родительской культуры с позиций этого подхода.

2.2. Трансляция фольклорного материала как фактор возрождения культуры материнства.

Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно–смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен материнской культуры – это не только зеркало народа, его самобытности, ценностей, обычаев и традиций, понимания обществом конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также и отражение будущего этого народа.

На сегодняшний день актуальными является школы материнства. Они имеют свою специфику:

Во-первых, это - приоритетные ценности, которые могут быть определены как традиционные семейные. Супружество, рождение и воспитание детей, чадолюбие, многодетность, понимание родительства, как творческой самореализации, высокий престиж материнства и отцовства составляют центральный слой в аксиосфере материнской культуры.

Во-вторых, это - вычленение важнейших этапов освоения культуры материнства, хронологически совпадающих с основными периодами становления детско-родительских отношений: перинатальный период, деторождение, грудное вскармливание и младенчество, дальнейшее сопровождение развития ребенка в процессе домашнего воспитания и обучения.

В-третьих - области семейной культуры, осваиваемые в процессе занятий с родителями. Их составляют: оздоровление, материнский фольклор, домашнее воспитание и обучение, семейные и народные традиции, досуговые практики, проблемные ситуации, коррекционные возможности семьи.

Благодаря концептуальным положениям и многочисленности подобных объединений в современной России, идея культуры материнства характеризует сегодня целое движение, цель которого – единение семьи, ответственность и компетентность отца и матери, физическое, психо-эмоциональное и духовное оздоровление, создание дружеской среды межсемейного общения детей и взрослых перед лицом вызовов современности.

Изучение и развитие материнской культуры представляется актуальной задачей в условиях демографического кризиса и тенденции нарастания тотальной отчужденности и в семейных взаимоотношениях, и в обществе в целом. О возрождении семьи, как необходимом факторе возрождения России перед лицом угрозы депопуляции и духовного оскудения, говорят сегодня многие ученые и общественные деятели.

Представление о супружестве, материнстве и отцовстве, как особой культуре поведения и взаимоотношений, которую сегодня необходимо осваивать, может позволить обосновать и разработать эффективную программную тактику, затрагивающую как разные области культуры родительства (ценностно-смысловая сфера -оздоровление – воспитание – традиции – досуг – проблемные ситуации – коррекционные возможности), так и «хронологическую» последовательность основных этапов освоения этой культуры (подготовка к беременности и рождению малыша – деторождение - сопровождение младенчества – воспитание дошкольника – подготовка к школе – отрочество и т.д.)

Похоже, что человечество вступило в такой этап своего развития, когда для коррекции индивидуалистических ориентаций, альтернативных традиционным общинным и семейно-многодетным, необходимо специальное воздействие на ценностно-смысловое пространство семьи. В основу такого культурно-просветительского влияния может быть положено деятельное освоение системы отечественных ценностей семейной и материнской культуры, закрепленной в культурно-педагогических практиках, составляющих «золотой фонд» воспитательного потенциала русской культуры, а также обогащение их новыми приемами и традициями.

Поддержка жизнеспособных родительских объединений, изучение и популяризации их опыта, возможность вглядеться в ценностное пространство их жизнедеятельности, способы приобщения к традиционным духовным и культурным основаниям народной жизни - это своеобразное накопление капитала, жизненно необходимого для успешного и стабильного развития России, и реальный вклад в ее будущее.

В практической части дипломной работы представлена программа спецкурса для девочек «Школа материнской культуры». Программа рассчитана для 11 класса и включает 32 ч. лекционно-практического материала.