Задачи:
1. Провести анкетирование, направленное на выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся.
2. Апробировать программу кружка "Кукольный мастер".
3. Проанализировать результаты контрольной и экспериментальной группы.
Формы работы: кружок авторской куклы.
Методы и приемы работы: беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ итогов работ.
Экспериментальная работа проводиться в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
3.2 Ход опытно – экспериментальной работы.
Констатирующий эксперимент.
Формирование экспериментальной и контрольной группы проводилось нами в соответствии с требованием примерного равенства возрастного периода.
В ходе констатирующего эксперимента была разработана анкета для выявления у учащихся знаний умений и навыков на начальном этапе их обучения в кружке.
Вопросы анкеты:
1. Что вы понимаете под словом «Кукла»?
2. Знаете ли вы историю авторской куклы?
3. Из каких материалов изготавливают кукол?
4. Чем отличается народная кукла от авторской?
5. Умете ли вы изготавливать авторских кукол из полимерной глины?
6. Хотели бы вы заниматься искусством авторской куклы самостоятельно?
См. Приложение 3.
Результаты анкетирования в экспериментальной и контрольной группах представлены в Таблицах 1и 2 и в Графике 1.
Экспериментальная группа.
Таблица 1.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Вопросы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Воронов Василий | + | + | - | + | - | - |
2 | Прибылева Алена | + | - | + | + | - | + |
3 | Карасева Елена | - | + | - | + | - | - |
4 | Ярославцев Виктор | + | - | - | - | - | - |
5 | Сычугова Кристина | + | - | - | + | - | - |
6 | Александрова Алена | + | + | - | + | - | - |
7 | Горбатова Маша | - | - | + | - | - | - |
Контрольная группа.
Таблица 2.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Вопросы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Харлапова Екатерина | + | - | + | - | - | - |
2 | Ялкова Алина | + | + | - | - | - | - |
3 | Федотов Игорь | + | - | - | + | - | - |
4 | Степаненко Марина | + | + | - | - | - | - |
5 | Белоногова Полина | + | + | + | + | - | - |
6 | Недушенко Андрей | - | + | + | + | - | - |
7 | Птицына Маша | + | - | - | + | - | - |
См. Приложение 4
График 1.
Вторым этапом опытно-экспериментальной работы является формирующий эксперимент. [18]
На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов для учителей музыки по формированию духовной культуры школьников; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия изучения музыки башкирских композиторов школьниками. Формирующий эксперимент проводился нами на базе экспериментальных и контрольных групп. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений.
В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:
1) апробировать на практике содержание, формы и методы преподавания искусства создания авторской куклы из полимерной глины на занятиях кружка «Кукольный мастер».
2) подтвердить эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях кружка «Кукольный мастер».
Формирующий эксперимент предполагает обучение детей в экспериментальной группе на основе разработанной мной оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности. Контрольная группа занималась по программе «Конструирование и изготовление игрушки и куклы» автора Анкудиновой Татьяны Владимировны
Для оценки детских работ в экспериментальной и контрольной группе были разработаны следующие критерии:
1. Качество выполнения работы.
2. Умение владеть материалом.
3. Оригинальность образа.
4. Композиционное решение.
5. Цветовое решение образа.
Работы оценивались по пятибалльной системе.
Результаты исследования показаны в таблицах 3 и 4, графике 2.
Экспериментальная группа.
Таблица 3.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Критерии оценки | Средний балл художественной подготовленности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | Воронов Василий | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,4 | |
2 | Прибылева Алена | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,8 | |
3 | Карасева Елена | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,6 | |
4 | Ярославцев Виктор | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,4 | |
5 | Сычугова Кристина | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,8 | |
6 | Александрова Алена | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
7 | Горбатова Маша | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,6 | |
Средний балл по группе | 44,4 | 4,7 | 4,4 | 4,1 | 4,9 |
Контрольная группа.
Таблица 4.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Критерии оценки. | Средний балл художественной подготовленности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Харлапова Екатерина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | Ялкова Алина | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,4 |
3 | Федотов Игорь | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3,4 |
4 | Степаненко Марина | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
5 | Белоногова Полина | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,6 |
6 | Недушенко Андрей | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,2 |
7 | Птицына Маша | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,6 |
Средний балл по группе | 3,7 | 3,4 | 3 | 3 | 3,4 |
График 2.
Контрольный эксперимент.
Задача контрольного этапа исследования заключалась в выявлении качественных изменений в знаниях, умениях и навыках учащихся после освоения курса кружка, а так же исследование уровеня творческой активности и интерес к кружковым занятиям. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением метода анкетирования (Вопросы см. в констатирующем эксперименте).
На контрольном этапе исследования изучались экспериментальная и контрольная группы.
Результаты анкетирования во время контрольного эксперимента показаны в таблице 5 и 6, и графике 3.
Экспериментальная группа.
Таблица 5.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Вопросы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Воронов Василий | + | + | + | + | + | + |
2 | Прибылева Алена | + | + | + | + | + | + |
3 | Карасева Елена | + | + | + | + | + | + |
4 | Ярославцев Виктор | + | + | + | + | + | + |
5 | Сычугова Кристина | + | + | + | + | + | + |
6 | Александрова Алена | + | + | + | + | + | + |
7 | Горбатова Маша | + | + | + | + | + | + |
Контрольная группа.
Таблица 6.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Вопросы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Харлапова Екатерина | + | + | + | + | - | + |
2 | Ялкова Алина | + | + | + | + | + | + |
3 | Федотов Игорь | + | - | - | + | - | - |
4 | Степаненко Марина | + | + | + | - | - | + |
5 | Белоногова Полина | + | + | - | + | - | - |
6 | Недушенко Андрей | + | + | + | + | + | + |
7 | Птицына Маша | + | + | + | + | - | - |
См. Приложение 5.
График 3.
3.3 Результаты эксперимента и их анализ.
Экспериментальная работа проводиться в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
По результатам констатирующего эксперимента, проанализировав полученные результаты в экспериментальной и контрольной группах, мы выявили, что уровень знаний об авторской кукле в обеих группах достаточно низкий. Ребята находятся примерно на одинаковом уровне.
На формирующем этапе исходя из результатов исследования и составленного наглядного графика (см. График 2), мы можем сделать вывод, что работы детей из экспериментальной группы отличаются качеством и оригинальностью исполнения, в отличие от работ в контрольной группе. Кроме того, было замечено, что дети в экспериментальной группе больше времени отдают самостоятельной работе, не требуя помощи от преподавателя, в отличие от контрольной. Это показывает эффективность проведенных мероприятий по развитию творческой активности учащихся на занятиях кружка.