Министерство образования и науки
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Художественно-графический факультет
Кафедра теории и методики изобразительного искусства
Методическая курсовая работа
по теме:
«Методика обучения школьников искусству создания авторской куклы из полимерной глины на занятиях кружка «Кукольный мастер»
Выполнила: студентка 591 группы
Докучаева С.В.
Проверила: Зверева Т.В.
Шадринск 2010
Содержание.
Введение …………………………………………………………………. ….3
Глава I. Анализ методической и специальной литературы по авторской кукле.
1.1 Аналитический обзор методической литературы…………………..
1.2 Анализ различных методик преподавания ………………………….
Глава II. Методика обучения искусству создания авторской куклы из полимерной глины на занятиях кружка «Кукольный мастер»
2.1 Методические рекомендации организации
кружка «Кукольный мастер»………………………………………………
2.2 Программа кружка по искусству создания авторской куклы из полимерной глины «Кукольный мастер»…………………………………
2.3 Фрагмент календарно – тематического плана
кружка «Кукольный мастер»………………………………………………
2.4 Планы-конспекты занятий кружка «Кукольный мастер»…………....
Глава III. Апробирование методики преподавания искусства создания авторской куклы из пластика на занятиях кружка «Кукольный мастер»
3.1 Подготовка опытно – экспериментальной работы…………………. .
3.2 Ход опытно – экспериментальной работы………………………….. .
3.3 Результаты эксперимента и их анализ………………………………. .
Заключение………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………..
Приложения
Введение
Актуальность. Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы – каталоги международных выставок, проводят мастер-классы.
Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень увлекательное.
Однако программ по обучению детей и школьников технологии создания авторской куклы из полимерной глины нет, либо они рассчитаны на детей старшего школьного возраста.
В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по изготовлению авторской куклы из полимерной глины, где ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы.
Цель: Теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие творческой активности у детей на занятиях кружка авторской куклы «Кукольный мастер»
Объект исследования: процесс обучения детей технологии создания авторской куклы из пластика на занятиях кружка.
Предмет исследования: методика обучения детей искусству создания авторской куклы из пластика на занятиях кружка как средство развития творческой активности детей.
Гипотезой исследования являются предположения о том, что развитие творческой активности школьников на занятиях кружка авторской куклы будет более эффективным, если реализовать следующие условия:
· обеспечена благоприятная эмоциональная атмосфера, доброжелательность со стороны учителя;
· поощрение высказываемых оригинальных идей;
· новизна и разнообразие предметов, приемов и форм работы с целью развития любознательности детей;
· использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
· представление детям возможности активно задавать вопросы и проявлять инициативу.
Задачи:
· Изучить и проанализировать методическую и специальную литературу по авторской кукле.
· Разработать и апробировать методику преподавания школьного кружка «Кукольный мастер»; разработать календарно – тематический план занятий, учебно - тематический план на год и планы-конспекты занятий кружка «кукольный мастер».
· Провести эксперимент и диагностику, подтверждающую развитие творческих способностей у школьников в период занятий на кружке.
Глава I. Анализ методической и специальной литературы по авторской кукле.
1.1 Аналитический обзор методической литературы.
В период разработки методики для кружка авторской куклы из полимерной глины «Кукольный мастер» была проанализирована учебная и специальная литература по авторской кукле, которая стала источником теоретического и иллюстрационного материала, используемого на кружковых занятиях.
Журнал «Кукольный мастер» единственный в России полноформатный специализированный журнал для профессиональных художников и любителей авторской куклы. Им пользуются преподаватели и студенты учебных заведений, школ и центров, обучающих технологиям создания авторских кукол. [27]
Книга «Основы кукольной скульптуры» Надежды Генсицкой - это
иллюстрированный курс по изучению анатомии и основ скульптуры куклы. В книге подробно показаны основные приемы лепки головы куклы, рук и ног куклы. В качестве скульптурного материала использован полимерный пластик.[25]
В книге Ольги Егупец «Кукла из паперклея» широко раскрыты материалы и технологии для создания авторских кукол.
Это вторая книга из серии о современных материалах и технологиях кукольного дизайна. Знакомит с легкотехнологичными материалами предназначенными для создания кукол, кукольных аксессуаров и художественных работ разного направления - "Papercley" и "Delight".[44]
Кагальникова Елена в книге "Текстильная кукла. От простого к сложному" поэтапно раскрывает основные приемы работы по созданию текстильной куклы. Изложение материала строиться по возрастанию сложности. Эта книга поможет начинающему художнику освоить технику текстильной куклы и одновременно будет полезна тем, кто уже знаком с этим жанром творчества. [32]
Учебник Анки Даанен «Куклы в стиле фэнтези»
В серии «Секреты кукольного мастера», выпускаемой Издательским Домом «Дизайн Кора», вышла книга, впервые представляющая творчество зарубежной художницы по куклам. «Куклы в стиле фэнтази» познакомят читателей с ведущей голландской художницей Анке Даанен, с ее фантастическими, ирреальными образами из мира грез, давно завоевавшими сердца коллекционеров со всех уголков земного шара.
Анке Даанен рассказывает, как расписать кукольное лицо акварельными красками и знакомит читателей с основами цветоведения, помогающими начинающим художникам понять законы смешения красок и на практике добиться наилучшего воплощения задуманного образа. [45]
Книга «Роспись кукольного лица» от коллектива авторовпосвящена декоративному оформлению авторской куклы.
Вы научитесь: расписывать радужку глаза, тонировать лицо, использовать возможности и преимущества различных красок, создавать неповторимый колористический образ, учитывать возможности пластиков (горячих и самоотвердевающих) и многому другому.[48]
В книге Соломоник И.Н. «Куклы выходят на сцену: книга для учителя» автор знакомит читателей с характерными для России, Западной Европы и Северной Америки видами народных кукольных представлений, их историей, содержанием, сценическими приёмами, техникой. Все главы книги сопровождаются описанием кукольных представлений Рождественского и Механического театров, домашних и студийных спектаклей.[47]
Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия. Книга посвящена занимательному древнему виду человеческого творчества – искусству кукол. Автор книги: Голдовский Б.П.- ученик великого кукольника С.В. Образцова. Из множества статей (всего их около 2-х тысяч) читатель узнаёт о куклах и кукольниках, драматургах и художниках, куклотерапии и куклах с искусственным интеллектом; знакомится с историей мирового и отечественного театра кукол и фестивалей; получает информацию о наиболее известных музеях кукол Австрии, Германии, России, Франции, Великобритании, США. [23]
Обобщенный вывод из изученных работ может быть следующим: современные издательства предлагают достаточно обширный спектр книг по теме авторской куклы. Издания широко освещают следующие темы: история куклы, технологии и способы ее изготовления, материалы и инструменты. Все темы раскрыты достаточно подробно, но рассчитаны на взрослого читателя. Однако, данные книги могут послужить хорошей теоретической основой для программы кружка по авторской кукле.
1.2 Анализ различных методик преподавания
В настоящее время нет образовательной программы, которая отвечала бы сразу всем целям обучения. Поэтому попытаемся понять, что же приоритетнее для современного образования? Изменения в общественной, экономической и других сферах жизни постоянно приводят к смене приоритетов в области образования. В современном обществе наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие , способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределяться в изменяющихся условиях. Поэтому образовательные концепции и программы должны не только осуществлять задачу передачи традиций, культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития в новых областях и технологиях и создание мыслящей, рефлектирующей личности. [33]
Сравним тенденции традиционного образования и требования современного образования.
Единица содержания образования. | Тенденции традиционно-образовательного процесса. | Требования современного образования. |
Цель образования | Освоение ЗУНов (знаний, умений, навыков) | Обеспечение условий для самоопределения и самоорганизации человека. Приобщение к культуре через культурные дискурсы. |
Ведущий способ обучения | Репродуктивный, объяснительный, догмативный. | Проблемно – задачный, коммуникативно-деятельный. |
Позиция педагога | Авторитарный транслятор, лектор. | Организатор события, диалога. Инициатор образовательного пространства. |
Позиция ученика | Обучаемый субъект | Субъект познавательной деятельности. |
Новообразования у ученика | В большей степени активизируется память | Активизируется мышление, понимание, сознание. |
Рассмотрим некоторые образовательные программы кружков, наиболее интересные по нашему мнению.