Смекни!
smekni.com

Специфика операторского искусства в кинематографе (стр. 3 из 3)

В 1918 году, представляя читателю «творцов негатива», «Киногазета» писала: «Тот самый человек, который вращает ручку аппарата, результатом чего является испорченная плен­ка, носит название «оператор». Операторы бывают хорошие и плохие. Хорошие — это те, которые снимают за границей, а плохие — это те, которые снимают у нас... Искусство операто­ров находится в зачаточном состоянии и потому трудно под­дается описанию».

Левицкий был отменный изобретатель, точнее было бы применить к нему современный термин «рационализатор».

Он постоянно искал работу для рук, для глаза: «скрещи­вал» фотокамеры, делал мебель, «поправлял» охотничьи ружья, переплетал книги, шлифовал добавочные детали. Как хороший мастеровой, он имел свой инструмент, свои собственные навы­ки, секреты, был токарем, плотником, механиком. Он привык, что ему дается любое дело, где нужны глазомер, чутье, стара­ние и хорошие руки.

Головня А. Д.

Головня Анатолий Дмитриевич (20. 01. 1900г.) – советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1966). В 1926 окончил Государственный техникум кинематографии. Дебютировал фильмом «Шахматная горячка» (1925). Эта и последующие операторские работы осуществлены в творческом содружестве с режиссёром В. И. Пудовкиным. Головня - один из основоположников советской операторской школы. Творчество Анатолия Дмитриевича близко к традициям русской реалистической живописи с учётом специфики кино. Он смело использует динамические возможности камеры, решает проблемы экспрессивного освещения, создаёт выразительные светотональные портреты. Снял фильмы: «Мать» по Горькому (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1929), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941, совместно с Т. Г. Лобовой), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. Государственная премия СССР (1947, 1951). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

Первыми самостоятельными работами Головни были филь­мы «Шахматная горячка» и «Механика головного мозга». А в 1926 году на экраны вышел фильм «Мать», прославивший име­на двух молодых людей — режиссера В. Пудовкина и опера­тора А. Головни. В возрасте двадцати шести лет Анатолий Головня стал уже признанным мастером, одним из тех, кто вместе с Э. Тиссэ, А. Москвиным, Д. Демуцким закладывал основы советской кинооператорской школы.

Его педагогическая деятель­ность продолжается и по сей день. Вместе с нашими ведущими кинематографистами — А. Левицким, Ю. Желя­бужским, Э. Тиссэ, В. Нильсепом, Е. Голдовским — и его друзьями по работе — операторами Б. Волчеком, Л. Косма-товым, А. Гальпериным и другими — профессор А. Головня создал одну из ведущих кафедр во ВГИКе — кафедру кино­операторского мастерства, которую он возглавляет уже более тридцати лет.

Ученики А. Д. Головни – это не только те, кто слушал его лекции, учился у него мастерству, профессии, общался с ним в студенческие годы. Это и те, кто читал его книги. Книги, в которых сконцентрирован, проанализирован и обобщен бога­тейший опыт советских кинооператоров. Книги, в которых изу­чение и теоретическое осмысление технологических, методоло­гических и творческих проблем кинооператорского искусства достигло уровня зрелого, глубокого, часто исчерпывающего теоретического исследования.

Москвин А. Н.

(14. 02. 1901г. — 28. 02. 1961г.)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935); Лауреат Государственной премии СССР (1946 — за первую серию фильма «Иван Грозный, 1958 — за вторую серию).

Много лет работал в творческом содружестве с Г. Козинцевым и Л. Траубергом. Один из основоположников советской операторской школы. Ранний период творчество (под влиянием «Фабрики эксцентрического актера», ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности камеры. Москвин начал использовать съемку с движения, резкие тональные контрасты («Шинель»). В последующих фильмах «С. В. Д.» и особенно в «Новом Вавилоне» композиция кадра приобрела стройность, графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщенностью изображения. Операторский стиль Монахова получил свою сформированность, законченность в «Трилогии о Максиме»

Новый этап в творчестве оператора начался с фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». В этой картине проявилось новаторство Москвина в освоении цвета в кино (эпизод «Пир опричников»). Цветовое решение и пластическая выразительность кадра позволили подчеркнуть драматизм сюжета, органически вошли в сложную структуру фильма. Среди других поздних работ наиболее выделяется работа в фильмах: «Овод», «Дон Кихот», «Дама с собачкой».

Список использованной литературы

1. Голдовская М.Е. «Десять операторских биографий». – М. 1978

2. Головня А.Д. «Мастерство кинооператора». – М.: «Искусство», 1995

3. Гордийчук И.В., Пелль В.Г. «Справочник кинооператора». – М.: «Искусство» 1997

4. Изволов Н.А. Феномен кино: История и теория. 2-е изд. доп. перераб. – М.: «Материк», 2005

5. Косматов Л.В. «Операторское мастерство». – М.: «Искусство», 1962 г.

6. http://www.kino-teatr.ru/kino/operator/sov/20950/bio/

7. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/stati/stati-operatorskoe-delo-i-montazh

8. http://www.kinozapiski.ru/article/94/

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кинооператор