3. Поэтическое и философское безумие
Священное безумие – высшее проявление человеческого.
Гольдерлин
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
Клод-Адриан Гельвеций
Как в обществе есть две крайности тирания и анархия, так же и для разума есть опасность экстатического безумия, бессвязности, хаотичности образов, воображения, и доктринального, ноостатического безумия, его неподвижности, зацикленности на какой-либо сверхценной идее. То есть существуют две половины безумия, два полоумия: поэзия – мир опьяняющих, призрачных образов, и философия – мир вечных, самотождественных идей.
В Античную эпоху, начиная с Платона, безумие рассматривалось как «высочайшая способность человеческой души, восходящей над ограниченностью разума». Безумие в платоническом смысле – это не утрата разума, а скорее «освобождение» из его «плена».
Платон выделяет три вида безумия: пророческое, молитвенное и поэтическое. О последнем он пишет: «Третий вид одержимости и неистовства – от Муз, он охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает её, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества и, украшая несчётное множество деяний предков, воспитывает потомков. <…> Величайшие для нас блага возникают из неистовства (mania), правда, когда оно уделяется нам как божий дар. <…> Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых». Поэтическое безумие, впервые описанное Платоном, хорошо исследовано в истории культуры, да и само выражение «поэтическое безумие» стало ходовым термином. Это безумие неистовства, экстаза, вольного излияния самых диких образов и фантазий.
Если поэтическое безумие (mania ) подрывает устои морали, за что поэты подлежат изгнанию из государства, то безумие философов (monomania) правит самим государством: это безумие не анархии, а идеократии, идей, от имени которых свершаются безумства на государственном и мировом уровне. Если Платон был философом-открывателем поэтического безумия, то писателем-открывателем философского безумия можно считать Джонатана Свифта: «Эпикур, Диоген, Аполлоний, Лукреций, Парацельс, Декарт и другие; если бы они сейчас были на свете, то оказались бы крепко связанными, разлученными со своими последователями и подвергались бы в наш неразборчивый век явной опасности кровопускания, плетей, цепей, темниц и соломенной подстилки. <…> виднейшие из них, как в древности, так и в новое время, большей частью принимались их противниками, да, пожалуй, и всеми, исключая своих приверженцев, за людей свихнувшихся, находящихся не в своем уме, поскольку в повседневных своих речах и поступках они совсем не считались с пошлыми предписаниями непросвещенного разума и во всем были похожи на теперешних общепризнанных последователей своих из Академии нового Бедлама <…> из какого душевного свойства рождается у смертного наклонность с таким горячим рвением предлагать новые системы относительно вещей, которые, по общему признанию, непознаваемы <…> в виде теорий, для которых бедность нашего родного языка не придумала еще иных названий, кроме безумия или умопомешательства <…> Это безумие породило все великие перевороты в государственном строе, философии и религии» («Сказка Бочки» 1704). Для Свифта нет никакой разницы между государственной диктатурой, военной агрессией и философской системой: в их корне лежит особое «бешенство» мысли («Этот отстой паров, который свет называет бешенством, действует так сильно, что без его помощи мир лишился бы двух великих благодеяний: философских систем и насильственных захватов...»).
Как заметил Б.Паскаль, «ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе». Разум, всецело себе доверяющий, тиранически властвующий над личностью,- это уже безумие. Безумие в «изобретателях новых систем» по причине безусловной методичности их мышления, гиперрациональности и стремления свести всё многообразие явлений к одной всеобъясняющей причине (одержимость правилами, принципами, законами разума, которая переходит в свою противоположность – безумие) любой философский или идеологический «изм» - это маленькое безумие. А некоторые «измы», подобные тем, которыми вдохновлялись советская, капиталистическая или фашистская системы – это большое безумие, которому удавалось и удается на протяжении лет сводить с ума правителей и, вместе с ними, целые народы. Ученые, философы, политики, более чем поэты, музыканты и художники, склонны к ноостатическому безумию, хотя бывают и исключения в виде фанатичных последователей определенного направления, школы, стиля.
3.1. Поэтическое безумие
«Прекрасны только те вещи, что продиктованы безумием и написаны разумом».
Андре Жид
3.1.1. Гениальность и помешательство (по Ч. Ломброзо)
Успех часто бывает единственной видимой разницей между гением и безумием.
Пьер Буаст
Гением (от лат ingenium) в древности назывался дух божественного происхождения, открывающий избранным людям истину, вдохновляющий и указывающий человечеству путь к счастью и знанию. Так идеалистично древние описывали феномен гениальности. Однако в своей книге «Гениальность и помешательство» итальянский психиатр Чезаре Ломброзо утверждает, что существует неразрывная связь между гением и помешанным. Вот что пишет сам автор в предисловии книги: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьезным практическим выводам может привести созданная мною теория…». Более того гениальность многие психиатры ставят на один уровень со склонностью к преступлениям, даже видят в ней только одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия, так как гениальность само по себе явление ненормальное. Артур Шопенгауэр, сам не лишенный ни того ни другого, утверждал, что «Между гением и безумным то сходство, что оба живут в совершенно другом мире, чем все остальные люди». А Блез Паскаль постоянно говорил, что величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием, и впоследствии доказал это на собственном примере. Демокрит даже прямо говорил, что не считает истинным поэтом человека, находящегося в здравом уме. (Excludit sanos, Helcone poetas).
Величайшие идеи мыслителей родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях, фанатически усвоивших себе известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская поговорка гласит: «Aut insanit homo, aut versus fecit» («Или безумец, или стихоплет»). Древние народы относились к помешанным с большим почтением, считая их вдохновленными свыше,- но в современном мире, благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в своих поступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), имеет склонность к хаотичности,- гениальные натуры встречают неприязнь со стороны большинства, которое видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными, а также странности в их поведении с полным неведением практической жизни (так, например, высмеивали, называли геометром сумасшедших Яноша Больяи, самостоятельно открывшего четвёртое измерение и создавшего одну из версий анти-Евклидовой геометрии), или же наоборот люди приветствуют оригинальность, граничащую с безумием, но далекую от гениальности,- приветствуют совершенно вслепую дабы показаться просвещёнными и современными. Так, например, Винсент Ван Гог писал в письме другу Раппарду про художника Бока, к которому пришла слава, даже слишком преувеличенная, только когда последнего поместили в лечебницу. Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Меланхолия, уныние, заносчивость, эгоизм – почти справедливая расплата за высшие творческие дарования. Ч.Ломброзо писал: «Вообще, я не думаю, чтобы в мире нашёлся хотя один великий человек, который, даже в минуты полного блаженства, не считал бы себя, без всякого повода, несчастным и гонимым или хотя бы временно не страдал мучительными припадками меланхолии».