Смекни!
smekni.com

Речевое общение 2 (стр. 3 из 3)

4.3.2. Виды споров

Выделяется 5 видов споров: спор, возникающий в целях проверки истины; спор как средство убеждения; спор, основная цель которого – победа; спор – спорт и спор – игра.

Высшей формой спора является спор для разъяснения истины, для проверки какой-либо мысли, для испытания ее обоснованности. Этот вид спора особенно полезен в случае необходимости проверки научно открытия.

Спор для убеждения потивника является более низкой формой спора по сравнению с предыдущей. Желая убедить другого человека в истинности какой-либо мысли, участник спора предпочитает оппонента слабее себя и в азарте убеждающей «атаки» может позволить себе прибегнуть к некоторым преувеличениям. Особенно распространены эти приемы, если участник спора преследует корыстные цели.

В споре ради победы ставиться цель не приблизиться к истине, не убедить противника, но победить оппонента любыми методами. К подобным спорам прибегают члены миссионерских сообществ, участники митинговых собраний.

Четвертый вид спора – спор ради спорта. Для любителей такого вида спора интересен сам процесс, в своих жизненных представлениях они не последовательны.

4.4. Рассказ

Это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения – солидарность, согласие, кооперация.

Темой рассказа могут быть любые события, факт, которые произошли с рассказчиком или кем-либо другим. Ход рассказа может прерываться репликами – вопросами или репликами – ответами.

Характерная черта жанра рассказа – целостности передаваемой информации, обеспечиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант, интерпретирует реальные события, выступает в роли автора, произвольно, со своей точки зрения, оценивать их.

4.5. История

Это жанр разговорной речи, так же как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации.

Цели истории – не только передача сведений о происшедших ранее событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных событий и факторов.

В отличие от других видов речевого общения рассказ и история относятся к запланированным видам речи. Поэтому коммуникативный успех здесь предрешен в большой степени, но не абсолютно.

4.6. Письмо

Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей

Регулярность переписки определяется рядом факторов:

а) Отношениями между участниками;

б) Внешними обстоятельствами переписки;

в) Актуальностью для адресата тем;

г) Частотностью переписки.

4.7. Записка

В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой степени формируется общим миром чувства – мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств. Поэтому содержание записки обычно кратко.

Записка, как и письмо, может представлять собой не спонтанный поток чувства – мысли, а обработанный, списанный с черновика, вариант, в котором «смягчены» неровности импровизации, неожиданность появления в сознании содержательных элементов высказывания.

4.8. Дневник

Дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи, а, следовательно, имеют все стилистические особенности текстов.

Стилистика дневниковых записей обусловлена всеми ипостасями личности (Я – интеллектуальное, Я – эмоциональное, Я – духовное и т. д.); в зависимости от дневниковые записи разделяются на два больших разряда. Одни дневники отражают ориентацию автора на описание дня как временного пространства. Это могут быть перечисление сделанного, итого, размышления, анализ чувств и мыслей, планы и т. д.

Дневники другого типа – «разговор» о себе во времени, размышление о том, что волнует, своего рода «поток сознания» с ассоциативными подтемами «главных» мыслей дня.

Дневниковые записи людей, ведущих творческую работу, представляют собой лабораторию творческих поисков и мало чем отличаются от «записных книжек» и «рабочих тетрадей» писателей и поэтов.

Глава 5. Этика речевого общения

Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжение разговора.

1. Приветствие, обращение (задают тон всему разговору).

2. Этикетные формулы (важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их – показатель высокой степени владения языком).

3. Эвфемизация речи (поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфорта состояние – все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения).

4. Перебивание, встречные реплики (вежливое поведение в речевом общении предписывать выслушивать реплики собеседника до конца).

5. ВЫ – общение и ТЫ – общение (в зависимости от нюансов ролей психологических дистанций).

Заключение

Успешное речевое общение – это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия. Обязательным условием успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего и т. д. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения – понятие языковой компетентности, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социально-культурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, делает возможным собственного осмысления и индивидуального представления информации.

Список литературы

1. Рус. яз. и культура речи: Учебник /под редакцией В. И. Максимова. – М., 2001

2. Рус. яз. и культура речи: Учебник для ВУЗов /под ред. В. Д. Горняк. – М.; высш. шк., 2002

3. Рус. яз. и культура речи /под ред. Веденской, Павловой, Кашаевой. – Ростов – на – Дону., 2001