Вторыми говорили папские легаты из Рима. Русские земли давно были лакомым кусочком для Римской Церкви. «И обратились к Владимиру: Так говорит тебе папа: „Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою (языческую), так как наша вера — свет; кланяемся мы богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево". Владимир же спросил их: „В чем заповедь ваша?" И ответили они: „Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел" ».
Однако Владимира не привлекает строгость и аскетичность римских соборов и службы. Особый протест у него вызывает запрет на создание образов Бога и святых. В этом слышен отголосок одного из принципиальных расхождений Восточной и Западной Церквей, касавшийся иконоборческой кампании, проводимой последней. Намекая на гонения, которые устраивала Римская Церковь в адрес «еретиков», почитавших иконы, князь Владимир отвечает посланникам: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Третьими свою веру предложили хазарские евреи. На вопрос князя: «Что у вас за закон?» — они отвечают: «Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». — «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». От иудаизма Владимир также отказывается, аргументируя это тем, что иудеи своей земли не смогли в руках удержать и сами оказались отвергнуты Богом: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Последним к князю Владимиру пришел греческий философ. Автор летописи подчеркивает мудрость философа по сравнению со всеми остальными посланниками. Не рассказывая о своей вере и не завлекая законами и допущениями, он просто говорит: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись».
Однако мудрый князь не спешит с решением. На этот раз он сам рассылает послов, чтобы те на месте убедились в истинности слов представителей веры. Вот как рассказывает об этом «Повесть временных лет»: «И сказали бояре и старцы: „Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба, и кто как служит богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: „Идите сперва к болгарам (имеются в виду волжские болгары, проживающие на восточных и южных берегах Каспийского моря и уже давно принявших магометанскую веру) и испытайте веру их". Они же отправились и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: „Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их, зачем пришли? Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: „Пришли русские испытывать веру нашу. Приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли и составили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении богу своему. Они же были в восхищении, удивлялись и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: „Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью.
Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: „Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними, — и обратился к послам: — Говорите перед дружиною". Они же сказали: „Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме (в мечети), стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве"».
Крещение Руси
Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в политическом смысле. С этого времени христианская Церковь на Руси становится не просто общественным, но и государственным институтом.
В общих чертах, крещение Руси заключалось в учреждении поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 году (возможно, 2—3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира.
О том, как именно крестился сам Владимир и как он крестил свой народ, существует много преданий. Наиболее вероятно, что князь крестился если не тайно, то без особой помпы, как представляли это летописи спустя столетие. По крайней мере, сам летописец уже в начале XII века не мог привести достоверных сведений о том, где именно произошло это достопамятное событие.
Наиболее распространенное предание гласит, что местом крещения князя Владимира был греческий город Корсунь (ныне Херсонес, Крым). Эта история началась с того, что в середине 980-х годов внешняя угроза и внутренние мятежи поставили Византийскую империю в крайне затруднительное положение. Вдобавок ко всему в 987 году вспыхнуло восстание полководца Варды Фоки, объявившего себя василевсом (царем). В конце 987 года братья-соправители Василий II и Константин VIII вынуждены были обратиться к Киевскому князю за военной поддержкой против мятежников.
Владимир согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско, но взамен он потребовал выдать за него замуж сестру императоров — царевну Анну. Как политик, Владимир мыслил безукоризненно: породниться с Византийской династией означало практически уравнять русских князей если не с римскими правителями, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы.
Благодаря русскому войску византийским царям удалось подавить мятеж. Но они вовсе не собирались выполнять обещание — отдавать свою сестру в далекую варварскую Русь. Тогда разгневанный Владимир силой заставил константинопольских правителей выполнить свои обязательства. Согласно преданию, он собрал большое войско и на судах подошел к греческому городу Корсунь. Владимир взял город в кольцо осады и вынудил его полностью капитулировать. Более того, Владимир пообещал привести свои войска к стенам самого Константинополя... В конце концов, византийские суверены не выдержали предпринятого против них силового давления, и вскоре Владимир венчался в том же Херсонесе (Корсунь) на царевне Анне, а в качестве выкупа за невесту возвратил императорам город, заложив в нем прекрасный храм. Заодно он взял с собой в Киев корсунское духовенство в помощь для христианизации Руси.
Итак, в свите цесаревны Анны в Киев прибыли, поставленные в Константинополе на русские кафедры архиереи. С этого момента начала свое существование Русская метрополия под главенством Константинопольского патриархата.
Процесс крещения Руси проходил весьма болезненно и кроваво — народ не спешил расставаться со старой языческой верой и не понимал, к чему все эти перемены. Вот как описывает это в книге «Предания веков» известный историк Н. М. Карамзин: «Владимир спешил в столицу свою озарить город светом крещения. Истребление кумиров служило приготовлением к этому торжеству; одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергли с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым).
Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слезы, бывшие для них последней данью суеверия; ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься — и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою,
когда великий князь и бояре предпочли ее вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих священников, и бесчисленное множество людей, по данному знаку, вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках, иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителю. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: „Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойное имя Твое!.." В сей великий день, говорит летопись, земля и небо ликовали. <...>