Смекни!
smekni.com

История православия 2 (стр. 5 из 7)

Древнейшие из обнаруженных памятников славянской письменности — надписи на стенах и керамических плитах церкви болгарского царя Симеона (893—927) в бывшей столице Болгарии Преславле. Надписи эти (конец IX века) выполнены частично кириллицей, частично глаголицей. К первой четверти X века относится надпись, сделанная кириллицей на глиняном сосуде, открытая Д. А. Авдусиным при раскопках курганов под Смоленском. Надпись эта читается как «гороухша», то есть «горчичное зерно», «горчица».

Итак, кириллическое письмо легло в основу славянского (ныне старославянского) языка. До сих пор все богослужения в Православной Церкви совершаются на старо­славянском языке. Отсюда еще одно его название — церковнославянский.

Создатели новой письменности на Руси Кирилл и Мефодий продолжили свою службу Господу и перевели множество богослужебных книг. Они открыли славянам не только путь веры, но и путь культуры — ведь вплоть до XVII века вся культура: архитектура, иконопись, музыка, литература — развивалась в рамках православия, что не было бы возможным без новой письменности.

Впоследствии Кирилл и Мефодий были канонизированы Русской Православной Церковью и до сих пор почитаются как одни из самых любимых русских святых.

Монастыри: духовное творчество

Историки-исследователи отмечают, что первые монастыри возникли после вве­дения христианства на Руси в 988 году.

В это время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирских благ, ставили своей целью спасение души. Изможденный голодом и холодом отшель­ник становится образом истинного христианина. Понятно, что у таких людей было много подражателей из народа, которые селились вблизи их жилищ. Так возникали уединенные заселения — монастыри. Обитатели их, монахи, считались братьями и подчинялись старейшему игумену, которого чтили как отца.

Предание гласит, что первый наш митрополит Михаил основал на одной из гор киевских первый монастырь и церковь во имя архистратига Михаила, неподалеку от того места, где прежде стоял Перун.

По организационной форме монастыри представляли собой общины монахов, живших по определенному уставу и соблюдавших религиозные обеты. Это был ком­плекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной. Времена были смутные, и люди постоянно опасались нападений со стороны кочевников и других иноземных врагов. Поэтому монастыри возводились как хорошие крепости, в трудную минуту там, помимо монахов, могли укрыться жители ближних деревень. Истории известно много случаев, когда монастырь ста­новился настоящим бастионом перед осаждавшим врагом. Примеров множество: это и самоотверженная защита Сергиево-Невской Лавры от поляков, и печальная осада Соловецкого монастыря стрелецкими войсками и другие.

В первые годы монастыри представляли собой земледельческие поселки, хотя и не похожие на обычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес для паш­ни, сеяли хлеб, разводили огороды. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни и даже в некоторых случаях строились города. Так, около Гледского монастыря возник город Устюг, около Калязинского — город Кашин и другие. Монастыри играли большую роль в жизни Древнерусского государства. В голод­ные и суровые годы в монастырях кормились сотни голодающих. В годы войны там создавались больницы, гостиницы и богадельни, а также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности. К тому же монастырь оставался местом убежища и приюта на случай старости и инвалидности.

Первоначально возведением соборов и монастырей занимались греческие архи­текторы, поэтому древние русские храмы были построены в византийском стиле, который сформировался еще при Константине Великом. Отличительной чертой византийского стиля является купол собора. Он напоминает широкий небесный свод — место обитания Господа. В начале IV века купол сооружали низким, он опирался на стены здания и не имел окон. Со временем купол становился все выше, его уже устанавливали на особых столбах. Стенки купола перестали быть сплошными, между столбами появились высокие арочные окна для света.

Основания у храмов могли быть различными: в виде восьмиугольника, круга и креста. В византийском стиле были построены в Киеве Десятинная Церковь в честь Рождества Богородицы, Киево-Софийский собор, Киево-Печерская Лавра; в Нов­городе — Новгородский Софийский собор, церкви Спаса в Нередицах, Феодора Стратилата, Спасо-Преображения, Успения Божией Матери, Святого Георгия; в Пскове — Спасо-Мирожский монастырь, собор Святой Троицы; во Владимире-Суздальском — Спасо-Преображенский собор; Церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова монастыря; во Владимире — Успенский собор и т. д. К сожалению, не все упомянутые храмы сохранились в первоначальном виде. Большинство из них было позже перестроено.

С распространением христианства на Руси появлялись и русские мастера, кото­рые могли адаптировать под себя стиль и создавать новую, уникальную архитектуру, которую впоследствии назвали русско-греческой. Именно в этом стиле строились древнейшие русские монастыри.

Постепенно монастыри приобрели государственное значение и даже стали слу­жить делу военной защиты Руси от врагов при необходимости. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами, помноженными на хорошо поставленные управленческое и организационное начало, они становились как бы «волноломами» на пути движения вражеских полчищ. Так, история свидетельствует о том, как в начале XVII столетия защитники Кирилле-Белозерского монастыря, что под Во­логдой, более 6 лет выдерживали осаду польско-литовских интервентов. В годы своего становления русское государство вело многочисленные войны с иноземными захватчиками, отстаивая независимость. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями, Церковь делала все, чтобы Родина с честью выхо­дила из вооруженной борьбы. Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, священнослужители конкретными действиями оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы, недоступные врагу. Во время монголо-татар­ского ига монастыри получали от ханов особые ярлыки, которыми охранялись от всяких притеснений. Пользуясь этим, духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, развивало земледелие и торговлю, а главное — заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала оконча­тельного поражения.

Важной составной частью вооруженных сил любого государства является флот. Флот — это не только корабли, это еще и базы, порты, береговые батареи, тыловые и медицинское учреждения. В этой связи надо отметить, что большую роль в деле обороны водных рубежей Отчизны играли приморские монастыри, которые явились прообразом будущих военно-морских баз. Но монастыри России служили не только для защиты. Это были своеобразные культурные и духовные центры государства. В монастырях монахи переводили и переписывали книги, вели исторические записи — летописи и хронографы, создавали образцы архитектуры и иконописи. Здесь веками копились ювелирные изделия, узорчатое шитье, иконы, созданные руками монахов и крепостных.

Основатели обеспечивали монастыри земельными владениями, доход с которых шел на содержание обители. Были введены особые жалованные грамоты, подтверж­давшие права на землю. Одной из первых такая грамота была выдана Юрьеву монастырю в Новгороде. Источников умножения земельных и денежных богатств у монастырей было несколько. Один из них — вклад «по душе». Таким дарением обеспечивались молитвы монастырских монахов по душе умершего вкладчика и его родственников. По выражению В. О. Ключевского: «Древнерусскому человеку вообразить себя на том свете без заказного поминовения было так же страшно, как ребенку остаться без матери в незнакомом, пустынном месте». Другой путь — это вклад «для пострижения». Богоугодным делом считалось отречься от мира через пострижение в монахи даже за несколько минут до смерти. В монастырях постри­гались перед смертью многие бояре, здесь же они хоронили своих родственников. В монастырях часто хранили деньги и добро зажиточные горожане, чтобы уберечь их от пожаров и грабежей во время то и дело вспыхивающих восстаний, поскольку обители в своем большинстве находились за городской чертой.

Монастыри Руси! Как много связано с ними в жизни русского человека! Ведь все основные события христианина протекали в Церкви: там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали. Они являлись не просто учреждениями для отправле­ния культовых надобностей верующих, но «духовно-историческими центрами», они составляли как бы камни в основании здания русского государства.


Архитектура

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.