Введение
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на изменение мировоззрения людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие и человеческие отношения.
Так как же принятие христианства повлияло на русскую языческую культуру?
Выбор веры на Руси
История Православной Церкви в России начинается с события, которое традиционно принято называть «Крещением Руси». Оно условно датируется 988 годом.
Инициатором крещения Руси стал великий князь Киевский Владимир Святой (годы княжения 980—1015). В народной культуре за ним закрепилось прозвище Владимир Красное Солнышко. Человек мужественный и смелый, он, завоевав Киев и другие древнерусские города, объединил Русь и укрепил границы.
Киевский князь был не только хорошим воином, но и дальновидным политиком и отличался развитым стратегическим мышлением. Он понимал, что старая языческая религия изжила себя, и сейчас необходима другая вера, которая будет укреплять новую русскую государственность.
Но в начале своего правления Владимир делал упор на старых богов. Он поставил на берегу Днепра языческих идолов Перуна, Хорса, Даждь-бога, Стрибога и других. Перун выражал значимость побед князя на Руси и символизировал его желание противопоставить себя вместе с этим богом христианству. Ради языческого культа Владимир допустил ритуальное убийство двух киевских христиан-первомучеников — Феодора и его юного сына Иоанна. «И осквернилась кровью земля русская и холм тот», — свидетельствует «Повесть временных лет» (XII век). Церковь чтит их как святых — «идолам не поработавших и кровь свою за Христа отдавших», тех, кого Бог удостоил стать мучениками за веру Христову.
Но сама языческая вера к концу X века пребывала в глубочайшем кризисе и упадке и поддерживала явно исчерпавший себя уклад жизни. Она не просто была политически бесперспективна, она не соответствовала потребностям и взглядам современного общества. Она вызывала сомнения и отвращение у нравственно серьезных руссов, поскольку держала самого князя и народ в духовном рабстве, в атмосфере насилия, страха и аморальности. Великий князь Владимир в молодости был страстным и безудержным в блуде. Но жажда правды и чистоты души со временем не умерла в его сердце. Князь искал осмысленную жизнь с прочными и ясными духовными основами, с большими жизненными перспективами. Может быть, он хотел дать русскому народу возможность более полноценных отношений с византийскими греками и другими развитыми нациями Европы и Средиземноморья.
Древнейший рукописный свод «Повесть временных лет» содержит множество документов, свидетельствующих о контактах древнерусского государства с Византией. Первый дипломатический договор славян с греками, согласно летописи, был заключен почти за столетие до принятия Русью крещения. Тогда, согласно преданию, князь Олег Вещий (тот самый, который по легенде скончался от укуса змеи, выползшей из черепа его верного коня) «прибил свой щит» к вратам Царьграда (так на Руси называли Константинополь).
Вот как описывается поход Олега в «Повести временных лет».
«В год 6415 (907 год) пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам. ...И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: „Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: „Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром.
Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».
В 912 году Олег посылает послов в Царьград, чтобы заключить торговый договор и установить дипломатические отношения. В числе множества пунктов о сотрудничестве содержался и пункт, который признавал равные права для христианина (то есть грека) и для русского (то есть язычника): «Если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства», или: «Если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет, убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял» и т. д.
Подобный договор показывает, что отношение к христианской религии на Руси было терпимым, хотя «Повесть временных лет» упоминает случаи избиения и умерщвления христиан язычниками.
Во время правления князя Владимира в Киеве уже давно были христианские общины, служили священники, возвещали Слово Божие и жизнь по Евангелию. Уже в тексте договора с Византией в 944 году упоминается существующая в Киеве Соборная Церковь святого пророка Илии.
Истории известны случаи, когда в христианскую веру переходили даже правители русской земли. Прежде всего, следует вспомнить, что много лет (945—969) на Киевском престоле правила княгиня-христианка — святая Ольга, бабушка князя Владимира.
Сохранилось летописное предание о том, как княгиня Ольга специально отправилась в Константинополь, чтобы принять крещение: «В год 6463 (955 год) отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: „Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: „Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: „Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих"». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: „Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил».
Блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, так как на момент принятия ею христианства он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощенным страстью к военным подвигам. Но не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков — Ярополка и Владимира, тем более что старший из них — Ярополк — находился на ее попечении до 13 лет, а Владимир был еще несколькими годами младше.
Известно, по крайней мере, что Ярополк, будучи правителем, политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е годы X века в Киеве уже не только многие бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялось еще многие столетия.
Убедившись в бесперспективности старой веры, князь Владимир решает пригласить к себе представителей разных вероисповеданий для выбора веры.
О выборе веры достаточно подробно и красочно рассказывает летописец «Повести временных лет». Именно этот эпизод лег в основу истории появления православия на Руси.
Согласно преданию, летом 986 года к княжескому двору явились представители четырех вер: ислама, католицизма, иудаизма и православия. Первым взял слово представитель «магометанской веры». «И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?" Они же ответили: „Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами ... И другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: „Руси есть веселие пить, не можем без того быть"».