Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Рима 16 (стр. 1 из 3)

Введение

В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Легенды рассказывают, что Рим был основан братьями – близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у царя был брат Амулий, который давно мечтал править сам. Подкупив придворных, Амулий сверг своего брата, убил его сына, а дочь отправил весталкой в храм Весты. Рея Сильвия была так красива, что Марс влюбился в неё и спустился с небес на землю. Вскоре она родила двух сыновей. Амулий, напуганный будущими соперниками за власть, приказал утопить младенцев в Тибре. Но река в это время широко разлилась и раб оставил корзину с мальчиками на берегу. Пробегавшая мимо волчица подобрала их, отнесла в свое логово и вскармливала их своим молоком. Позже их там нашел царский пастух и забрал малышей к себе домой, воспитал их вместе с женой. Супруги и назвали мальчиков Ромулом и Ремом Когда братья подросли, пастух открыл им тайну их рождения. Узнав правду, Ромул и Рем подняли на восстание жителей всей страны, свергли Амулия и вернули царство своему деду Нумитору. А сами решили основать свой город. Место они выбрали как раз то, где их подобрала волчица – на берегу Тибра на Палатинском холме. Но между братьями тут же завязался спор, о том кто будет давать название городу, как его основывать и кто будет в нем царствовать. По древнему обычаю нужно было узнать волю богов, ауспиции (гадания по полету птиц) отдали предпочтение Ромулу. Но Рема не устраивало такое решение. Однажды, наблюдая за тем, как прокладывается ров и возводится вал будущего города, он стал издеваться над маломощностью укреплений, которые строил Ромул. Рем с легкостью перепрыгивал через ров и вал, насмехаясь над братом. Ромул не смог сдержать своего гнева и ударил Рема, так он убил своего брата. После этого он впряг в плуг белого быка и корову и провел священную борозду. Она ограничивала будущий город и показывала его внешние стены. Там, где должны были быть ворота, он поднимал плуг и нес его на руках. Город он назвал своим именем — Римом (по-латыни — Рома)[1].

Постепенно город рос, его жители - римляне - подчиняли своей власти одно племя за другим. Вскоре уже вся Италия оказалась под их владычеством. Со временем они покорили почти все известные тогда страны и народы. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

Мифология и религия Древнего Рима

Начать разговор о Древнем Риме хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает наиболее полное представление о духовной мире человека того времени. Мифология наложила свой отпечаток на развитие различных направлений искусства, таких как литература, архитектура, живопись.

В древнейшей римской религии отражался быт людей. По убеждению римлянина вся его жизнь, каждое его действие находилось под опекой разных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-то высшей силы. Наряду с такими божествами как Юпитер и Марс существовало множество других богов, духов. Все эти божества были безлики. Ни один римлянин не осмеивался утверждать, что он знает, как зовут бога и бог это или богиня. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет никакого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Римские боги, в отличие от греческих, не спускались на землю и не показывались людям так охотно. Они держались вдали от человека и, даже если хотели о чем-то предупредить, появлялись в глубине лесов, во мраке холмов, либо в тишине полей вдруг раздавались неожиданные возгласы. Между человеком и богом дело никогда не доходило до близости. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги очень легко приживались в Риме. У них был обычай при завоевании новых городов римляне переселяли божеств в свою столицу, дабы завоевать их расположение и уберечь себя от их гнева[2].

Еще до столкновения римлян с греками, большое влияние на религию оказал соседний народ – этруски. Это был народ неведомого происхождения, они жили в северо-западной части Италии. Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы.

Но более сильное влияние на римскую мифологию оказали греческие верования. Римляне полностью восприняли всех греческих богов, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Афродита -Венерой, Арес – Марсом и так далее.

Мир богов представлялся устроенным по образу мира людей; они имели своего царя Юпитера. Они делились на богов небесных, земных и подземных, но некоторые из них, как, например, Юпитер, Меркурий, Диана, могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены и с нем же тесно связаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги.

Древнеримская архитектура

Учителями римлян были этруски, именно они научили римлян строить здания, но очень скоро ученики превзошли их в этом искусстве. Римляне положите начало новой эпохе зодчества, в котором основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей.

Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.

Ещё одна достопримечательность Рима — рыночная площадь, находившаяся у подножия акрополя. У римлян он назывался форумом. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали[3]

В конце I в. до н.э. был популярен третий пампейский стиль. Его иногда называют «канделябровым». Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напо­минающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью.

В 70—80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: мор­ские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали ог­ромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э.[4].

Второй шедевр зодчества — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником[5].

Во II в. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Пантеон — «храм всех богов» — и сейчас стоит в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров[6].