Национальный исследовательский иркутский государственный технический университет
Заочно-вечерний факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
Реферат
По дисциплине «Культурология»
На тему: «Культура и цивилизация», «Субкультура и контркультура»
Выполнила: студентка группы ФК-09-1
Никифоренко Анастасия Сергеевна
Проверил:
Иркутск 2011
Содержание
Введение 3
1.Цивилизация и культура 4
2.Культура и субкультура 18
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Тема является актуальной, так как культура и цивилизация преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, является средством человеческой самореализации, а также это неиссякаемый источник социальных новации.
Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, о которых я рассмотрю в данной теме.
Цель работы - выяснить, что скрывается под понятиями «культура» и «цивилизация», определить их сходство и различие.
Что касается темы субкультуры, то можно сказать, что её изучение весьма важно, поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. В данной работе я раскрою понятие субкультуры и контркультуры, а также какое место они занимают в жизни общества.
1.Цивилизация и культура
Понятие цивилизации
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственно-правовой) — понятие многозначное. Можно указать, по крайней мере, на три основных его значения. Сначала просветители XVIII в. ввели это слово для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, разумных и справедливых началах.
В XIX в. слово «цивилизация», сохраняя свое первоначальное значение, стало приобретать дополнительные оттенки и служить инструментарием для различных исследований. Так, американский этнограф Л.Г. Морган в книге «Древнее общество» (1877) попытался создать собственную периодизацию истории. Цивилизацию он рассматривал как третью, завершающую стадию развития общества, которая следует за дикостью и варварством. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) пытался сопоставить данную периодизацию с марксистской концепцией общественно-экономических формаций. Дикость и варварство он относил к первобытно-общинному строю, а цивилизацию — к обществу в целом. Поэтому периодизация Л. Моргана приобрела характер трех последовательных поскольку каждая из трех стадий в свою очередь разделялась на низшую, среднюю и высшую ступени. В цивилизации такими ступенями оказалось рабство, крепостничество и капитализм.
Таким образом, в первом случае рождается традиционная куль- турфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации.
Второе значение слова предполагает движение расколотого к единому. Актуальность приобрела и третья версия — она учитывает множественность отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.
Со второй половины XIX в. слово «цивилизация» стало употребляться во множественном числе для обозначения региональных и локальных типов культурных сообществ. Мыслители разных эпох пытались провести разграничение между истинным воспарением человеческого духа (культурой) и рутинным воспроизведением застывших форм деятельности человека (цивилизацией).
Трактовка 0. Шпенглера
В основе его концепции культуры, изложенной им и широко обсуждающейся и поныне книге «Закат Европы» (1918-1922), лежит уподобление (аналогия) культуры живому организму. Точно так же, как живые организмы проходят определенные стадии (фазы, циклы) — рождаются, живут, расцветают, дряхлеют и умирают — цветенье культуры не вечно, она утрачивает свой жизнеутверждающий пафос. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.
По мнению 0. Шпенглера, культуры загерметизированы, непроницаемы друг в друга. Однако такое понимание культуры подверг критике еще B.C. Соловьев, утверждавший, что действительное движение истории состоит главным образом в передаче культурного наследия. Возникший в Индии буддизм был передан народам манголоидной расы и определил духовный характер и культурно-историческую судьбы Восточной и Северной Азии. Разноплеменные народы передней Азии и Северной Африки, составлявшие, по Н.Я. Данилевскому, несколько самостоятельных культурно - исторических типов, на самом деле сперва усвоили просветительские начала эллинизма, затем христианство и, наконец, исламскую религию аравийского пророка Мухаммеда.
Христианство, появившееся среди еврейского народа, даже дважды нарушило «исторический закон» о котором писали 0. Шпенглер и Н.Я. Данилевский: сначала евреи передали свою религию греческому и римскому миру, а потом через эти два культурно-исторических типа — германо-романскому и славянскому, помешав им исполнить требования — создать собственные религии. Вероисповедные различия внутри самого христианства также не соответствуют данной теории, ибо «единый» германо-романский мир разделился между католичеством и протестантизмом, а славянский — между католичеством и православием, причем и православие не было выработано самим славянством, а было целиком воспринято от Византии, т.е. совершенно другого культурно-исторического типа.
Вслед за Данилевским Шпенглер отвергал разделение всемирной истории на древнюю, средневековую и новую. Совершенный им, «коперниковский переворот в науке» состоит в том, что история предстает не как единый процесс, а как множество мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования.
«Культуры — это организмы, — пишет Шпенглер, — а мировая история есть коллективная биография». Они рождаются, растут и, выполнив свое назначение, умирают. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность,зрелость и старость. Каждая культура имеет душу. Рождение культуры есть пробуждение великой души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию — стадию цивилизации.
Шпенглер называет восемь великих культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую, или аполлоновскую (греко-римскую), арабскую, или магическую, мексиканскую и западную, или фаустовскую (возникшую около 1000 лет назад н.э.). Он указывает на возможность появления русской великой культуры. Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская претерпели на ранней стадии развития частичное подавление и разрушение.
Каждая великая культура основана на своем прасимволе, который определяет ее основные черты: образ мысли, характер науки и философии, искусства и верований. Прасимволом классической (греко-римской) культуры является «чувственное человеческое тело как идеальный тип протяженности». Прасимволом западной, или фаустовской, культуры является «чистое и безграничное пространство».
Обнаженная статуя, чувственный культ олимпийских богов, города-полисы — это феномены аполлоновской культуры; динамическая теория Галилея, догматы католичества и протестантства — явления фаустовской культуры. Одиночество фаустовской души воплощено в таких героях средневековья, как Парцифаль, Тристан, Гамлет и сам Фауст...
Шпенглер показывает, как «камень» — прасимвол египетской культуры или «безграничная равнина» — прасимвол русской культуры — находят выражение во всех основных областях культуры: науке, философии, искустве,праве и политике.
Причины и пути возникновения великих культур и прохождения ими предначертанного жизненного цикла вытекают, по Шпенглеру, из разделения всей реальности на «историю» и «природу» как два способа понимания.
Немецкий культурфилософ дает также описание социальных форм и систем, соответствующих отдельным фазам развития великих культур. На предкультуркой стадии развития человек плотояден, ведет кочевнический образ жизни И борется с враждебной ему природой. С развитием земледелия человек переходит к оседлости, становится крестьянином, обнаруживает в природе душу и природа становится для него Матерью-землей. Крестьянин внеисторичен и независим от особенностей культуры. Его благочестие предшествует любой религии; его мораль лежит вне религиозной и духовной истории. На предкультурной стадии нет ни классов, ни масс, ни государства, ни политики. Племена кочевников и оседлых крестьян служат этнографическим материалом для возникновения культуры.
Ранний период становления культуры состоит из двух социальных фаз: феодализма и аристократического государства. Возникновение культуры характеризуется двумя эпохальными феноменами — появлением городов и классов: аристократии и священнослужителей. В условиях феодализма рождается нация и государство. Затем феодализм с его экономикой, политикой и другими ценностями распадается, и на встречу ему приходит аристократическое государство. Впоследствии ранняя фаза культуры переходит в позднюю, на которой идея государства и национального правления реализуется в полной форме. Появляется и растет третий класс — буржуазия. Город начинает преобладать над деревней политически, экономически, технически и интеллектуально. Урбанистические ценности заменяют сельские. Растет влияние и авторитет буржуазии. Эта фаза имеет три подфазы: 1) формирование государства и его форм; 2) установление монархии, объединение аристократии, духовенства и буржуазии в единую нацию; 3) падение абсолютистского государства и абсолютизма, революция и победа «народа» над привилегированным классом.