Смекни!
smekni.com

Культура и цивилизация, Субкультура и контркультура (стр. 1 из 5)

Национальный исследовательский иркутский государственный технический университет

Заочно-вечерний факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

Реферат

По дисциплине «Культурология»

На тему: «Культура и цивилизация», «Субкультура и контркультура»

Выполнила: студентка группы ФК-09-1

Никифоренко Анастасия Сергеевна

Проверил:

Иркутск 2011

Содержание

Введение 3

1.Цивилизация и культура 4

2.Культура и субкультура 18

Заключение 25

Список литературы 26

Введение

Тема является актуальной, так как культура и цивилизация преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, является средством человеческой самореализации, а также это неиссякаемый источник социальных новации.

Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, о которых я рассмотрю в данной теме.

Цель работы - выяснить, что скрывается под понятиями «культура» и «цивилизация», определить их сходство и различие.

Что касается темы субкультуры, то можно сказать, что её изучение весьма важно, поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. В данной работе я раскрою понятие субкультуры и контркультуры, а также какое место они занимают в жизни общества.

1.Цивилизация и культура

Понятие цивилизации

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственно-пра­вовой) — понятие многозначное. Можно указать, по крайней мере, на три основных его значения. Сначала просветители XVIII в. ввели это слово для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государст­венно-правовых, разумных и справедливых началах.

В XIX в. слово «цивилизация», сохраняя свое первоначальное значение, стало приобретать дополнительные оттенки и слу­жить инструментарием для различных исследований. Так, аме­риканский этнограф Л.Г. Морган в книге «Древнее общество» (1877) попытался создать собственную периодизацию исто­рии. Цивилизацию он рассматривал как третью, завершающую стадию развития общества, которая следует за дикостью и вар­варством. Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) пытался сопоставить дан­ную периодизацию с марксистской концепцией общественно-экономических формаций. Дикость и варварство он относил к первобытно-общинному строю, а цивилизацию — к обществу в целом. Поэтому периодизация Л. Моргана приобрела харак­тер трех последовательных поскольку каждая из трех стадий в свою очередь разделялась на низшую, среднюю и выс­шую ступени. В цивилизации такими ступенями оказалось рабство, крепостничество и капитализм.

Таким образом, в первом случае рождается традиционная куль- турфилософская проблематика, восходящая к немецким ро­мантикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации.

Второе значение слова предполагает движение расколотого к единому. Актуальность приобрела и третья версия — она учитывает множественность отдельных разрозненных ци­вилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходя­щее к христианству видение общечеловеческой перспективы.

Со второй половины XIX в. слово «цивилизация» стало употреб­ляться во множественном числе для обозначения региональ­ных и локальных типов культурных сообществ. Мыслители разных эпох пытались провести раз­граничение между истинным воспарением человеческого духа (культурой) и рутинным воспроизведением застывших форм де­ятельности человека (цивилизацией).

Трактовка 0. Шпенглера

В основе его концепции культуры, изложенной им и широко обсуждающейся и поныне книге «За­кат Европы» (1918-1922), лежит уподобление (аналогия) куль­туры живому организму. Точно так же, как живые организмы проходят определенные стадии (фазы, циклы) — рождаются, живут, расцветают, дряхлеют и умирают — цветенье культу­ры не вечно, она утрачивает свой жизнеутверждающий пафос. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

По мнению 0. Шпенглера, культуры загерметизированы, непро­ницаемы друг в друга. Однако такое по­нимание культуры подверг критике еще B.C. Соловьев, ут­верждавший, что действительное движение истории состоит главным образом в передаче культурного наследия. Воз­никший в Индии буддизм был передан народам манголоидной расы и определил духовный характер и культурно-историческую судьбы Восточной и Северной Азии. Разноплеменные на­роды передней Азии и Северной Африки, составлявшие, по Н.Я. Данилевскому, несколько самостоятельных культурно - исторических типов, на самом деле сперва усвоили просвети­тельские начала эллинизма, затем христианство и, наконец, исламскую религию аравийского пророка Мухаммеда.

Христианство, появившееся среди еврейского наро­да, даже дважды нарушило «исторический закон» о котором пи­сали 0. Шпенглер и Н.Я. Данилевский: сначала евреи передали свою религию греческому и римскому миру, а потом через эти два культурно-исторических типа — германо-романскому и сла­вянскому, помешав им исполнить требования — со­здать собственные религии. Вероисповедные различия внутри самого христианства также не соответствуют данной теории, ибо «единый» германо-романский мир разделился между като­личеством и протестантизмом, а славянский — между католиче­ством и православием, причем и православие не было выработа­но самим славянством, а было целиком воспринято от Византии, т.е. совершенно другого культурно-исторического типа.

Вслед за Данилевским Шпенглер отвергал разделение всемир­ной истории на древнюю, средневековую и новую. Совершен­ный им, «коперниковский переворот в науке» состоит в том, что история предстает не как единый процесс, а как множество мощных культур, с пер­вобытной силой вырастающих из недр породившей их стра­ны, к которой они строго привязаны на всем протяжении сво­его существования.

«Культуры — это организмы, — пишет Шпенглер, — а мировая история есть коллективная биография». Они рожда­ются, растут и, выполнив свое назначение, умирают. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогич­ные стадиям развития живых организмов: детство, юность,зрелость и старость. Каждая культура имеет душу. Рождение культуры есть пробуждение великой души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию — стадию цивилизации.

Шпенглер называет восемь великих культур: египетскую, вави­лонскую, индийскую, китайскую, классическую, или аполлоновскую (греко-римскую), арабскую, или магическую, мексикан­скую и западную, или фаустовскую (возникшую около 1000 лет назад н.э.). Он указывает на возможность появления русской великой культуры. Из этих культур мексиканская погибла на­сильственной смертью, арабская и русская претерпели на ран­ней стадии развития частичное подавление и разрушение.

Каждая великая культура основана на своем прасимволе, кото­рый определяет ее основные черты: образ мысли, характер на­уки и философии, искусства и верований. Прасимволом клас­сической (греко-римской) культуры является «чувственное человеческое тело как идеальный тип протяженности». Прасимволом западной, или фаустовской, культуры является «чи­стое и безграничное пространство».

Обнаженная статуя, чувственный культ олимпийских богов, горо­да-полисы — это феномены аполлоновской культуры; динами­ческая теория Галилея, догматы католичества и протестантства — явления фаустовской культуры. Одиночество фаустовской души воплощено в таких героях средневековья, как Парцифаль, Тристан, Гамлет и сам Фауст...

Шпенглер показывает, как «камень» — прасимвол египетской культуры или «безграничная равнина» — прасимвол рус­ской культуры — находят выражение во всех основных об­ластях культуры: науке, философии, искустве,праве и политике.

Причины и пути возникновения великих культур и прохождения ими предначертанного жизненного цикла вытекают, по Шпен­глеру, из разделения всей реальности на «историю» и «приро­ду» как два способа понимания.

Немецкий культурфилософ дает также описание социальных форм и систем, соответствующих отдельным фазам развития великих культур. На предкультуркой стадии развития чело­век плотояден, ведет кочевнический образ жизни И борется с враждебной ему природой. С развитием земледелия чело­век переходит к оседлости, становится крестьянином, обна­руживает в природе душу и природа становится для него Ма­терью-землей. Крестьянин внеисторичен и независим от осо­бенностей культуры. Его благочестие предшествует любой религии; его мораль лежит вне религиозной и духовной ис­тории. На предкультурной стадии нет ни классов, ни масс, ни государства, ни политики. Племена кочевников и оседлых крестьян служат этнографическим материалом для возник­новения культуры.

Ранний период становления культуры состоит из двух социаль­ных фаз: феодализма и аристократического государства. Воз­никновение культуры характеризуется двумя эпохальными феноменами — появлением городов и классов: аристократии и священнослужителей. В условиях феодализма рождается нация и государство. Затем феодализм с его экономикой, по­литикой и другими ценностями распадается, и на встречу ему приходит аристократическое государство. Впоследствии ран­няя фаза культуры переходит в позднюю, на которой идея государства и национального правления реализуется в пол­ной форме. Появляется и растет третий класс — буржуазия. Город начинает преобладать над деревней политически, эко­номически, технически и интеллектуально. Урбанистические ценности заменяют сельские. Растет влияние и авторитет буржуазии. Эта фаза имеет три подфазы: 1) формирование го­сударства и его форм; 2) установление монархии, объединение аристократии, духовенства и буржуазии в еди­ную нацию; 3) падение абсолютистского государства и абсо­лютизма, революция и победа «народа» над привилегирован­ным классом.