Выделяют следующие этапы устного выступления:
1) Докоммутативный – до выхода в аудиторию.
2) Коммутативный – поведение оратора перед публикой.
3) Посткоммутативный – анализ выступления и учет его недостатков с точки зрения:
- полноты реализации замыслов
- логики изложения
Анализ ситуации речевого общения.
Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.
По направленности устные выступления подразделяются на два вида:
- агитационное
- пропагандистское
Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.
Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.
В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.
1) Оратор эмоционально-воодушевленного типа.
Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.
Особенности и наиболее характерные недостатки:
1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.
2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.
3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )
4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.
2) Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).
Особенности и рекомендации:
1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.
2. Избегать излишних ссылок и цитирования.
3. Не затрагивать тем «не по плечу».
4. Избегать фраз общего содержания.
5. Не впадать в многословие.
6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.
3) Оратор здравого смысла.
Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.
4) Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).
Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».
Особенности и недостатки:
1. Оратор часто теряет мысль.
2. Самая «сильная» речь (адвокатская).
Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления.
Различают три стиля мышления:
1) дискурсивный
2) интуитивный
3) ассоциативный
Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.
Интуитивный (умозрительный) - афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.
Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.
Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.
Коммуникативная точность речи.
Различают два вида точности:
понятийная
предметная.
Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность).
Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль).
На практике используют другие понятия:
Фактическая точность
Коммуникативная точность.
Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы.
Типы ошибок, нарушающих К.Т.
При смешении слов
- сходных по значению
- сходных по звучанию
- сходных по значению и звучанию
- несходных не по звучанию, не по значению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметной области.
Стратегический этап ораторской деятельности.
Подготовка устного выступления.
1) Работа над фактами и теоретическим материалом.
- как отбирать факты
- работа с источником
2) Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность.
3) Способы выступления. Репетиция речи.
1) Работа над фактами и теоретическим материалом Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.
Требования к отбору фактов
- они должны быть достоверны и точны
- подчинены общей идеи выступления
- необходимо отбирать только важные и существенные факты
- важно личное, эмоциональное отношение к фактам
- необходимо грамотно истолковывать факты
Работа с источниками
Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.
- при первом знакомстве с литературой необходимо читать текст без предубеждения, критики
- читать с максимальной пользой, оценивая литературу
- обязательно вести записи
- читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы создать «резервные знания»
- необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.
2) Редактирование текста.
Способы написания текста
- пишется полный текст выступления
- написать речь в виде подробного логического плана
- пишется краткий план
- вообще не писать никакого текста
Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.
Показатели формообразующих свойств текста
- дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя).
- линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени
- связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом
Недостатки логико-композиционного построения текста
- композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания
- стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения
- неумение распорядиться отведенным временем
- неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории
- недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов
3) Способы выступления.
- чтение текста речи
- воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов
- сводная импровизация
Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания.
Что делать, если забыли текст выступления
- превратить последнее слово последней фразы в начало другой фразы
- создать мнемоническую фразу, состоящую из ключевых слов основных смысловых блоков
- необходимо при запоминании текста опираться на 3 закона запоминания: впечатление, повторение, ассоциация:
впечатление – создать наиболее сильное впечатление от прочитанного текста
повторение – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания
ассоциация – связывать с ассоциациями, которые нам близки
Режиссура выступления.
1) Техника речи: фонационное дыхание, голос, дикция, интонация.
2) Фонетическая культура.
3) Невербальные средства общения: мимика, жесты, поза. Стили ораторских выступлений.
4) Психофизическая подготовка оратора. Ораторский страх. Способы борьбы со стрессом и его последствиями в речи. Понятие публичного одиночества. Система Станиславского и система Брехта в создании образа.
5) Этический образ оратора и работа над имиджем: эмоциональный настрой, отдых, питание, одежда.
6) Другие рекомендации по режиссуре выступления и создания атмосферы в аудитории.
Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.
Техника речи включает:
- фонационное дыхание, которое дает силу голосу
- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью
- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков
- интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи
интонация:
- высота тона
- сила голоса
- внутри фазовые паузы
- темп
- тембр – эстетическая окраска голоса
Тренировка интонации включает:
- интонационная развертка знаков препинания
- работа над темпом и стилем речи
- различные виды пауз: физиологические
грамматические
смыслоразличительные
психолингвистические
которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.
- работа над голосом
Фонетическая культура.
- правильное произношение слов
- правильное ударение в словах